Сад, красивый круглый год: мифы и реальность. Хвойный сад - таинственная красота Зимние веточки растений с плодами


Аттестуемый педагог: Мурикова Наталья Юрьевна
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Возрастная группа: Старшая
Тема занятия: Красивое развесистое дерево зимой.
Цель: учить создавать в рисунке образ предмета, находить красивое композиционное решение.
Задачи:
Образовательные
учить детей изображать дерево, пользоваться схемами рисования;
Развивающие
развивать образное восприятие, воображение, творчество.
Воспитательные
воспитывать стремление добиваться хорошего результата.
Предварительная работа с детьми: На прогулках обращать внимание на то, какие развесистые большие деревья, какими кажутся толстые и тонкие ветви по цвету.
Дидактические материалы, оборудование: Бумага размером ½ альбомного листа, восковые мелки, гуашь белая (на каждого ребенка), презентация с изображением зимних пейзажей, схемы рисования дерева.
1.Организационный момент.

Дети внимательно слушают воспитателя - Ребята, на предыдущем занятии, мы с вами говорили, что сейчас зима. О ней много стихов сложено, давайте послушаем стихотворение О. Высотской «Ёлочка».
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И берёзки и осинки
Скучные стоят
Только ёлочка одна
Весела и зелена.
Видно ей мороз не страшен,
Видно смелая она!
- Ребята, как вы думаете, почему мы говорим, «Тихим стал наш сад»?
- А почему «…берёзки и осинки скучные стоят…»?
- А почему «…ёлочка одна весела…»?
Основная часть занятия
Деятельность воспитанников Деятельность педагога Примечание
Дети отвечают на вопросы
Дети смотрят на экран, отвечают на вопросы
Ходьба на месте.
Разводят руки в стороны.
Руку отводят в указанную
сторону и смотрят
Отводят руки и прослеживают взглядом
движение «фонарики» и присаживаются
- Ребята, я загадаю вам загадку, а вы внимательно слушайте и скажите мне ответ:
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, а зимой согревает. (дерево)
- Вспомните, какие деревья мы видели на прогулке, какие у них ветки?
- Посмотрите на фотографии зимних деревьев. Красивые?
- Сегодня мы с вами будем рисовать красивое развесистое дерево зимой.
- Что общего у всех деревьев? Конечно, ствол и ветки.
Ствол - это самая толстая часть дерева. Ветки расположены вдоль ствола и направлены вверх. Самая толстая часть ствола около земли, а самая тонкая - на верхушке. Самые короткие ветки расположены ближе к верхушке, а самые длинные - ближе к основанию ствола.
Основой дерева является его ствол. Поэтому рисование дерева нужно начинать со ствола.
Дальше изображаем крупные, главные ветки. Они рисуются так же, как ствол: вверху тоненькие, а ближе к стволу - потолще. И направлены вверх тонким концом. При этом помним, что ветки на стволе находятся на разном расстоянии.
Третий этап - рисование мелких веток, то есть кроны дерева. Затем рисуем мелкие веточки, которые отходят от больших. Их очень много. Мелкие ветки рисуются одинаковой толщины - они тоненькие, но тоже тянутся вверх - к солнцу.
- А у березы ветки надо рисовать немного иначе. У берёзы ветки очень тонкие и расположены не вверх, они гнутся, свисают вниз и делятся на ещё более тонкие веточки. При ветре они раскачиваются то в одну, то в другую сторону.
- Но прежде, чем приступить к рисованию мы немного отдохнем
Мы пришли в зимний лес
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа берёза в шубке стоит
Слева ёлка на нас глядит
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
- Садитесь за столы и начинайте рисовать, а в помощь у вас на столах лежат схемы рисования деревьев. Слайд № 1, 2, 3 (с изображением дерева)
Слайд 4 (с изображением поэтапного рисования дерева)
Слайд 5 (с изображением поэтапного рисования березы)
Физминутка3.Заключительная часть занятия
Деятельность воспитанников Деятельность педагога Примечание
Дети отвечают на вопросы, показывают понравившуюся работу. - Какие замечательные деревья у вас получились! Вам они нравятся?
А какой рисунок нравиться Лере? Ксюше? Почему? Из рисунков оформляется выставка «Зимний лес»

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗИМНИХ МЕСЯЦЕВ:
ЯНВАРЬ И ФЕВРАЛЬ. РИСОВАНИЕ ОБРАЗА ДЕРЕВА
«КРАСИВОЕ РАЗВЕСИСТОЕ ДЕРЕВО ЗИМОЙ»

Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели : изучить характерные признаки зимы в неживой природе, зимние явления природы; познакомить со старинными названиями зимних месяцев; учить определять по признакам зимние месяцы; создавать в рисунке образ предмета, находить красивое композиционное решение; закреплять умение использовать разный нажим на карандаш (мелок) для передачи более светлых и более темных частей изображения.

Целевые ориентиры дошкольного образования : умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения, определять признаки зимнего времени года, сравнивать природные явления, рассуждать и давать необходимые пояснения; выражает положительные эмоции при прослушивании музыкального произведения «Песня жаворонка» П. И. Чайковского; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование дерева «Красивое развесистое дерево зимой»).

Материалы и оборудование : карандаши (цветные восковые мелки), бумага белая или любого бледного тона размером в альбомный лист; иллюстрации, peпродукции с изображением деревьев.

Содержание
организованной деятельности детей

1. Беседа о зиме по вопросам.

Какими красками пользуется зима?

Как вы думаете, чем пахнет зима?

Когда она наступает?

Какие признаки зимы вы знаете?

А сейчас отгадайте загадки и назовите зимние месяцы.

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке.

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей, короче ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт –

Мы встречаем Новый год.

В царстве Зимушки-красавицы поссорились два зимних месяца – Январь и Февраль. Они спорят, кто же из них важнее и нужнее. Давайте их помирим. Покажем, что каждый зимний месяц очень важен. Итак, отправляемся в царство Зимушки-красавицы.

2. Характеристика зимних месяцев: январь и февраль. Наблюдение за природой.

На Руси декабрь называли студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает.

Щиплет уши, щиплет нос. Даже птице не летится:

Лезет в валенки мороз От мороза стынет птица.

Брызнешь воду – упадёт, Повернуло солнце к лету.

Не вода уже, а лёд. Что, скажи, за месяц это?

Январь называли сечень, так как он рассекает зиму на две половины.

Снег мешками валит с неба, По ночам мороз силён,

С дом стоят сугробы снега. Днём капели слышен звон.

То бураны и метели День прибавился заметно,

На деревню налетели. Ну так что за месяц это?

Февраль называли «лютый», так как выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели.

О каких признаках зимы вы узнали из загадок о месяцах?

Но иногда зимой случаются оттепели. Как вы понимаете слово «оттепель»?

Да, иногда пригреет солнышко, с юга налетит ветер и принесёт оттепель. Снег подтает, станет влажным, будет легко лепиться. На крышах появятся сосульки.

А после оттепели ударит мороз и на снегу образуется твёрдая корочка – «наст», на дорогах гололедица.

На деревьях и проводах образуется пушистая снежная бахрома – изморозь. Удивительно красивым становится при этом всё вокруг, особенно красивы деревья.

Так что же нам зима принесла в подарок? (Снежинки.)

Что такое снежинки? На что они похожи?

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, звёзды и цветы превращаются в снежную пыль. Когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим, что с неба падает крупа. Снежинки, падая на землю в тёплые дни, лепятся друг к другу и образуют крупные хлопья.

В некоторых календарях указывают такие названия: Предзимье, Глухозимье, Предвесенье.

И вот мы пришли на полянку «Народной мудрости». Много народ сложил пословиц и поговорок о зиме, а какие знаете вы? (Ответы детей.) Послушайте пословицы и поговорки, объясните их значение.

Зимний денёк с комариный носок.

Хороший снежок урожай сбережёт.

В зимний холод всякий молод.

Снегу надует – хлеба прибудет.

Не тот снег, что метёт, а что сверху идёт.

Мороз велик, да стоять не велит.

И в сильный мороз работа согреет.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Новый год – к весне поворот.

Береги нос в большой мороз.

3. Слушание музыки. «Песня жаворонка» (муз. П. И. Чайковского).

4. Рисование образа дерева «Красивое развесистое дерево зимой».

Расскажите о своих впечатлениях, полученных во время наблюдений на прогулках.

Рассмотрите иллюстрации с изображением деревьев зимой. Все ли ветки дерева видны? (Нет. Много веток укрыты снегом и инеем.)

Что произошло с ветками деревьев зимой? (Ветки от тяжести снега наклонились к земле. Дерево стало развесистым.)

Давайте нарисуем развесистое дерево зимой. Какие цветные карандаши нам потребуются? (Синий карандаш нужен, чтобы изобразить снег. Коричневый карандаш нужен, чтобы нарисовать ствол и ветви дерева.)

Все ли ветки дерева одинакового цвета? Какие веточки кажутся светлее? (Те веточки, которые укрыты снегом.)

Как это передать в рисунке? (Для этого не надо сильно давить на карандаш.)

5. Рефлексия.

Рассмотрите рисунки на нашей выставке и выберите самые выразительные работы. Объясните свой выбор.

Конспект образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в старшей группе на тему: « Красивое развесистое дерево зимой».

Название : Конспект образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в старшей группе на тему: « Красивое развесистое дерево зимой»

Форма работы с детьми : интегрированное занятие.

Тема: « Красивое развесистое дерево зимой».

Образовательные области: художественно – эстетическое, познавательное, физическое, речевое, социально – коммуникативное развитие.

Возраст детей 5-6 лет.

Программные задачи : Учить детей создавать в рисунке образ дерева, находит красивое композиционное решение(одно дерево на всем листе).Закреплять умение использовать разный нажим на восковый мелок для передачи более светлых и более темных частей изображения. Учить использовать линии разной интенсивности как средство выразительности. Закрепить умение рисовать методом тычка.

Развивать эстетическое восприятие, эстетическую оценку.

Воспитывать внимание, умение аккуратно работать с кистью, любовь к природе.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, репродукций с изображением деревьев, наблюдение на прогулке.

Методическое обеспечение: листы голубой бумаги, белая гуашь, кисть щетина, восковые мелки, баночки с водой, салфетки, картина И. И. Шишкина «Зима», образец, рисунки этапов выполнения работы.

Методические приемы : беседа, рассказ, показ, наблюдение, эффект неожиданности,

Оргмомент.

Посмотрите на меня!

Ваш экскурсовод сегодня я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

Мотивационно - ориентировочный этап.

- Дети мы с вами очень долго ждали прихода красавицы - зимы. Наблюдали за тем, как падал первый снег, усыпая землю. Рассматривали первые снежинки, какие они все разные, изящные, нарядные. И вот дождались мы снежных, морозных дней. Снег пушистым белым ковром покрыл всю землю.

Мы с вами заметили, что когда очень холодно, то снег какой? Правильно он сыпучий, легкий, пушистый, он сверкает, искрится на солнышке, хрустит под ногами. Снег даже пахнет. Помните чем? Да, необыкновенной свежестью и чистотой – запахом мороза.

Давайте вспомним как красиво можно назвать зиму? (« Гостья – зима», «русская молодка», «раскрасавица – душа», «снежная лебедка», «матушка – зима»). Как нежно, ласково и радостно обращаются к ней. И мы рады приходу волшебницы – зимы. А вы хотите встретиться с зимой? А давайте мы как – будто отправимся в сказочный лес и посмотрим, как она там похозяйничала.

Но сначала, давайте «оденемся» потеплее - сегодня холодно, морозно.(Дети имитируют одевание зимней одежды).

Готовы? Сейчас я произнесу волшебные слова, а вы закройте глаза.

По щучьему веленью, по моему хотенью, пусть мы все окажемся в зимнем лесу. (Открываю картину И. И. Шишкина «Зима»).

Поисковый этап.

А сейчас откройте глаза и оглянитесь,куда мы с вами попали?(В лес). Какой он? (Большой, дремучий, непроходимый, зимний). А какие деревья растут в этом лесу? (Огромные ели и маленькие ели).

А что лежит на земле под снегом?(Упавшие деревья).

А почему вы решили, что это зимний лес? (На земле лежит снег, деревья в снегу).

Посмотрите внимательно на деревья, которые изобразил художник, обратите внимание на ветви, почему они склонились к земле.(Потому что на деревьях много снега и от тяжести они склонились к земле).А как изображен ствол?(к низу расширяется, к верху сужается).А какого он цвета?(Коричневого).Как изображены ветви? (Около ствола толстые, а вверху тонкие) Давайте подойдем к окну и посмотрим деревья на нашем участке.Что мы видим? Почему у деревьев одна сторона ствола в снегу, а другая нет? Как красиво зима украсила деревья!

Давайте и мы с вами сегодня нарисуем зимнее дерево.

Практический этап.

Обратите внимание на мольберт.(Показываю образец). Вот так изобразила зимнее дерево я. Как вы думаете, чем мы будем рисовать?(Восковыми мелками и гуашью). Посмотрите на схему и скажите, как мы будем рисовать. Что мы нарисуем сначала? …(На доске висят картинки поэтапного рисования, дети рассказывают по ним как они будут рисовать).

Давайте подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Деревья зимой».

Шапки снежные надели

Клены, липы, сосны, ели. (показать- надеть шапки)

Вот могучий старый дуб

Снежный он надел тулуп (показать –надеть тулуп)

Ветер сильно вдруг подул, (помахать руками перед собой, подуть как ветер)

И деревья он нагнул,

Все деревья закачались. (качаться из стороны в сторону, потрясти

Шубы, шапки потерялись (потрясти руками перед собой).

Садитесь за столы и приступайте к работе. Нарисуйте деревья зимой, которые вам нравятся.

(В процессе рисования направлять внимание детей на передачу особенностей композиционного, цветового и поэтапного рисования).

Рефлексивно – оценочный этап.

Ребята, давайте с вами рассмотрим деревья, которые вы нарисовали. Очень интересные работы у вас получились. Ветви деревьев наклонились к земле под тяжестью снега, правильно нарисованы стволы и ветви у деревьев.

(Рассмотреть с детьми и оценить все рисунки).

Молодцы у вас получились интересные работы. Все работы мы повесим на выставку, а лучшие работы мы разместим на выставке в группе?

Ну, а нам пора возвращаться назад. Закройте – ка глаза, а я поколдую. Раз, два - три обратно нас верни! Вот мы и дома.


Кроме удачного планировочного решения не менее важным является грамотный подбор растений. Первое, что приходит на ум - это вечнозеленые посадки. Безусловно, без них никак.

Но и листопадные деревья в зимнем пейзаже выглядит ничуть не хуже.Красивыми элементами зимнего сада станут укрытые инеем или снегом их ажурные скелеты.

Когда делают закладку ландшафта посадочный материал разделяют на две группы: деревья и кустарники, которые будут образовывать смешанные группы и отдельно стоящие деревья- солитеры.

Первые лучше располагать в тех местах, где необходимо защитить участок от ветра, по периметру территории, чтобы создать иллюзию отсутствия забора или визуальную перспективу (зрительно расширить границы участка).



Перейдем от формы к цвету.

В природе белый - не единственный оттенок зимы. Зайдите в заснеженный лес и обязательно найдете там присутствие еще, как минимум, двух цветов - зеленого и красного.

Так почему бы и вам не добавить в свой сад несколько цветных акцентов? Это так легко, ведь природа наша щедра, а селекционеры трудятся над выведением новых сортов не один век…

Зеленый цвет традиционно представляют хвойные растения, вечнозеленые кустарники, мох. Их комбинируют между собой, образуя солитерные посадки либо же высаживают обособленно, чтобы подчеркнуть красоту каждого растения.

Наиболее эффектное соло получается из стройных сосен. Их раскидистые кроны являются самодостаточным украшением. Это не означает, что сосенка должна одиноко торчать посреди участка – подселите к ней низкорослых сородичей (карликовые виды) и такое семейство будет радовать ваш взгляд не один год.


А вот растения, имеющие форму кроны в виде свечи, пирамиды или стелющиеся по земле нуждаются в компании дополняющих видов. Причем, создавая такой массив следует обратить внимание не только на форму, но и цвет.

Так, группа из хвойных разной высоты будет выглядеть эффектно за счет перепада уровней, но если внизу все сольется в единую зеленую массу, то их декоративность будет использована лишь наполовину. Внесите в композицию элементы с более светлой (салатной или серебристой) хвоей и она приобретет законченный вид.

Не обойдите вниманием столь эффектный элемент украшения двора и сада, как живая изгородь.

Она может служить направляющей линией, ведущей вас от одной точки (например, калитки) до другой (дом, патио, сад). Но еще лучше, если эти вечнозеленые насаждения на участке образуют небольшие стенки разной высоты и направленности.

Но вернемся к другим ярким акцентам. Красный цвет в зимнем саду – это вызревшие осенью и оставшиеся висеть на ветках ягоды.

Учитывая малый размер последних, для украшения зимнего ландшафта стоит выбирать те виды, которые образуют гроздья. Большинство ягодных кустарников являются листопадными, потому зимой они будут представлять собой скелет, подернутый инеем и усыпанный красными бусинами.


Если в саду есть участки, где тень от хвойных растений не очень плотная, а почва всегда увлажненная (то есть условия максимально приближены к тем, что в лесу) есть смысл поселить там мох и бруснику.

Ее мелкие пурпурные ягодки держатся на веточках почти до весны, под снегом практически не видны, зато выходят на авансцену в период зимних оттепелей. И вместо черных прогалин вы будете любоваться красными огоньками на фоне .

РАСТЕНИЯ ДЛЯ ЗИМНЕГО ЛАНДШАФТА


Листопадные с красивым скелетом:
  • бересклет крылатый - кустарник, который обладает хрупким и ветвистым скелетом;
  • дерен кроваво-красный знаменит не только окрасом листьев, но и яркой красной корой молодых побегов;
  • ива золотистая - одно из самых очаровательных деревьев, кроме плакучей кроны она знаменита длинными тонкими свисающими ветвями с золотисто-желтой корой;
  • береза бородавчатая органично вписывается в заснеженный ландшафт потому что обладает черно-белой корой и ажурной, развивающейся на ветру, шалью из веток;
  • ива спиральная Матсудана (на фото справа) самое загадочное и эффектное из деревьев для зимнего сада;
  • клен красный летом красив своей яркой листвой, а зимой раскидистой формой заснеженной кроны;
  • осина хороша во все времена, обязательно найдите ей место в своем саду;
  • уже сами по себе являются украшением сада, а зимой лишний раз подчеркнут профессионализм садовника.


Вечнозеленые кустарники:
  • некоторые сорта .

Ягодные кустарники:

  • калина,
  • кизил,
  • падуб остролистный (ссылка выше),
  • рябина.

Хвойники:

  • сосна,
  • тсуга,

Декоративные травы:

  • ковыль,
  • мискантус,
  • молиния тростниковая.
Вечнозеленые травы:
  • гвоздика альпийская,
  • лаванда.
КОГДА ЛЕЖАТ СУГРОБЫ…












Традиционно перечень возглавляют хвойные деревья и кустарники — главные козыри зимнего сада. За ними следуют вечнозеленые и зимнезеленые , дополняют перечень растения, в которых прекрасна форма кроны, фактура и цвет ствола или ягоды, которые созревают как раз накануне морозов.

Завершают этот список злаки и многолетники . Важно научиться комбинировать листопадные и хвойные растения . Кроме того, красивоцветущие летники или многолетники, которые осенью выкапывают, стоит перемежать вечнозелеными кустарниками, тогда даже во время оттепелей земля не будет выглядеть уныло.

И посадите пару вечнозеленых или деревьев с необычным стволом рядом с теми объектами, которые вы используете круглый год, например возле террасы, беседки или входа в дом.

Конечно, внешний вид участка зависит не только от наличия растений. Разнообразить черно-белый пейзаж можно, используя для дорожек цветной камень, освежив накануне зимы перголы, арки и т. д.

Обратите внимание!

Исключите из парадной зоны те растения, которые требуют укрытия на зиму, или сажайте их в контейнеры — с приходом холодов их можно перенести в зимний сад или на веранду и тем самым максимально продлить цветение.

Принципы гармонии

Не забывайте о площади вашего участка, прежде чем что-то посадить, расспросите о высоте, форме и размере кроны взрослого растения.

Не стоит высаживать слишком густо крупные экземпляры — так сад будет выглядеть меньше.

При слишком редких посадках пространства, наоборот, будет больше, но сад окажется незащищенным.

Главное — добиться равновесия между размерами и формами растений, строений, площади участка и ростом самого человека.

Чтобы сад выглядел гармонично, группы растений должны быть пропорциональны друг другу по размерам и количеству.

Например, если вы посадили дерево с одной стороны сада, то его должны уравновесить посадки с другой. Это может быть равновеликое растение или группа из более мелких экземпляров.

Не обязательно зеленый

Не только хвойные сохраняют зимой цвет и форму. Вечнозеленые рододендрон, кальмая, калина морщинистолистная и другие растения украсят сад в любое время года.

Их высаживают как отдельно, так и в цветниках.Симпатичные зеленые изгороди получаются не только из самшита, но из падуба городчатого, барбариса Дарвина, пироканты и жимолости .

Интересно смотрятся топиарные композиции из поддающихся фигурной стрижке тисов и бирючины . Оригинальные вертикальные композиции создают с помощью некоторых сортов бересклета Форчуна. Этот ползучий кустарник может подниматься по опорам. А его зелень в зависимости от сорта изменяется на малиновую, бронзово-красную, желто-розовую и почти черно-зеленую.


На каменистых горках и подпорных стенках уместен кизильник Даммера.

Это почвопокровное растение, листва которого осенью становится ярко-пурпурной.

Для небольших участков удачным выбором может стать кизильник Генри — вечнозеленый куст, у которого зимой часть листьев становится огненно-рыжими.

Преобразить зимний сад помогут сорта падуба голубого «Blue angel», «Blue prince», «Blue Princess», так как их пестрая листва декоративна весь год.

А зеленые листья отдельных сортов подбелы и фотинии Фразера ближе к весне приобретают ярко-красную окраску.

Не забывайте о декоративных видах жимолости , среди которых есть исключительно нарядные лианы, например жимолость японская Hall и Хекротта Goldflame. И обратите внимание на магонии падуболистные, на них в сезон распускаются яркие солнечно-желтые цветы, а зимой листва становится красной, бронзовой и малиновой.

Обратите внимание!