Как зимуют травы кустарники и деревья пнш. Как зимуют травы, деревья и кустарники

Цели:
-формирование представлений обучающихся о жизни растений зимой;
-формирование у обучающихся исследовательских умений (наблюдение, умозаключения, анализ, поиск необходимой информации, классификация);
-развитие умений использовать свои навыки в индивидуальной и парной работе.
Задачи:
Образовательная: познакомить обучающихся о жизни деревьев, кустарников, трав в зимний период;
Развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе, интерес к окружающему миру.
УУД:
Познавательные: проводить наблюдения, использовать лабораторное оборудование, выдвижение гипотезы, делать выводы на основании полученных результатов.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение выражать и доказывать свои мысли.
Личностные: самоконтроль.
Вид урока: урок – исследование.
Методы обучения:
-метод постановки учебных вопросов,
-метод «Учебное исследование»,
-информационно- коммуникативный метод.
Техническое обеспеченье: интерактивный комплекс.
Оборудование: учебник, тетрадь, лупы, веточки тополя с почками, микроскоп, иллюстрации деревьев,кустарников и трав, компьютерная презентация «Как зимуют травы, кустарники и деревья»
Ход урока
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята!
-Сегодня на уроке я предлагаю вам провести исследование, в котором вы
будите настоящими учеными.
-А кто такие ученые,чем они занимаются?
(Ответы детей)
Молодцы!

2. Планирование деятельности

Перед тем, как начать работу нам необходимо спланировать свою деятельность. Назовите виды деятельности, которые помогут нам сегодня на уроке

Длительное наблюдение

Работа с книгой

Работа с лупой

Открытие новых знаний

Работа в тетради

3. Актуализация, постановка темы.

По кабинету развешаны картинки «Времена года» и «Берег моря»

Оглядитесь, какие картинки нас сегодня окружают? (времена года)

Все ли картинки подходят? (Нет, одна лишняя, т.к. на ней изображен берег моря)

А какое сейчас время года? (Зима)

Кто сможет составить рассказ по карточкам «Зима в неживой природе»?

Мы с вами уже говорили о зиме на предыдущих уроках. Какие темы мы уже затрагивали на предыдущих уроках? (птицы зимой, звери зимой, животные водоема зимой).

О жизни какого раздела живой природы мы еще не говорили на предыдущих уроках? (о растениях)

Какая тема у нашего сегодняшнего урока?

Жизнь растений зимой.

Сравним с темой в учебнике. Есть отличия?

(да)

Какая же будет цель у нашего урока? (узнать, как зимуют травы деревья, кустарники).

Где мы сможем взять информацию по теме нашего урока? (в учебнике, хрестоматии, энциклопедии).

ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! Теперь, я предлагаю вам стать исследователями

4. Открытие новых знаний

Сядем по группам. Каждая группа получит задание, расскажет о том, что выяснила, а полученные знания мы занесем в нашу таблицу исследователей.

Травы

Однолетние травы (например, _____ромашка) оставляют__________(семена), многолетние растения (например________папоротник) зимуют _______________ (под снегом), который защищает их от __________(холода).

Деревья

Деревья и кустарники еще летом создают _______________(пробковый слой), который с наступлением холодов становится плотнее. Соки этих растений_____________________(становятся гуще), и деревья ______(замедляют) свои жизненные процессы.

Кустарники

5. Физминутка.

6.Работа в парах

Рассмотрите стр. 42-43, скажите, что происходит с лиственными деревьями при подготовке к зиме? Зимуют ли они с листьями? (нет)

фикс.на доске.

А теперь, я предлагаю вам проверить наше утверждение.

Практическая работа по изучению строения почки: - Что вы видите на рисунке со знаком «опыт» на странице 42 учебника?

Рассмотрите сквозь лупу вскрытую почку. Что вы заметили?

фикс. на доске!

Учитель: Лиственные деревья, кустарники сбросили листву,но без листьев они не остались. Маленькие листья спрятаны в почках на их веточках.

7. Работа в тетрадях

Откройте рабочие тетради. Нарисуйте почку, которую вы наблюдали. Какой цвет выберем ярко - зеленый или зеленый, чтобы разукрасить почку? А когда образуются на ветках почки?

Почки образуются весной, когда все начинает цвести вместе с листьями на деревьях появляются молодые почки. К осени они покрываются плотной чешуёй, зимуют, а весной распускаются, а на веточках образуются новые почки.

8. Длительное наблюдение

Ребята, обратите внимание на наш план. Всю ли запланированную работу мы выполнили? (остался долгосрочный эксперимент)

Работа по учебнику, страница 42.

Что обозначает этот значок? (длительное наблюдение)

Как вы думаете какое наблюдение мы будем проводить?

(Дети опускают веточки с почками в баночки с водой)

Как мы должны поступить с веточками, у которых появятся корешки?

По окончании работы осуждают результаты проведённого исследования.

Подведение итогов урока

Вспомните, на какой вопрос мы искали ответ?

Какие вопросы мы рассмотрели на уроке? Какие выводы сделали? Сравним наш вывод с выводом, которые сделали авторы нашего учебника.(вывод читает в учебнике на стр. 43)

Рефлексия

Тема урока: «Как зимуют травы, кустарники и деревья»

Цели : показать особенности жизни травянистых растений зимой; учиться делать выводы на основе наблюдений, развивать у ребят умения наблюдать, сравнивать, обобщать; воспитывать любовь к прекрасному, красоте родной природе, бережному отношению к ней, а также воспитывать самостоятельность, организованность

Вид урока : урок усвоения новых знаний.

Форма : урок с использованием презентации иFlash -анимаций

Дидактический материал : О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов «Наш мир», учебник 1 класс

Наглядные пособия :презентация с элементами анимации, ветки ели и сосны и других лиственных деревьев

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация деятельности. Слайд № 2 Слово учителя

Сегодня наш урок мы начнём со слов удивительного знатока русской природы Виталия Бианки:

«Всю-то долгую зиму глядишь на засыпанную снегом землю да невольно задумываешься: что там под ним, под этим холодным сухим морем снега? Остались ли там, на дне его, хоть что-нибудь живое?»

Кто догадается и скажет: почему именно с этих слов мы начнем сегодняшний урок? (Мы были на экскурсии и наблюдали, что скрывается под снегом).

3. Актуализация знаний

1) Слайд № 3 Беседа по наблюдениям, полученным на экскурсии

Что мы нашли под снегом на экскурсии? (опавшую листву)

Кто на зиму устраивает в опавшей листве себе уютную постельку? (различные насекомые)

А остались ли на дне «снежного моря» травы? (Да, только они сухие, а значит, мертвые)

А кому удалось найти живую траву? Зеленую?

Что это была за зелень? (листья земляники, одуванчика и стебельки белоуса)

А кто из вас, ребята, исследовал свои сады и огороды?

2) Выступление учащегося с сообщением о находках в своём саду

Видите, ребята, оказывается, не умирают на зиму и другие травянистые растения: гвоздика, флокс.

Кто, ребята, сможет объяснить, почему зелёные листочки этих растений не погибают под снегом? (под снегом нет сильного мороза, снежная шуба защищает землю от зимней стужи).

4. Слайд № 4 Физкультминутка.

Дует ветер нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

5. Деятельность учащихся по теме урока

Сегодня, ребята, мы продолжим нашу экскурсию в зимний мир природы. Только экскурсия наша будет заочной. Мы отправляемся с вами в мир деревьев и кустарников.

1) Слайд № 5 Слово учителя

Как живут деревья зимой?

Как они защищаются от холода?

Именно этим вопросам будет посвящена первая тропа нашей экскурсии.

Всё лето деревья с усердием запасают в стволах и ветвях соки на зиму. Соки дерева становятся густыми-густыми, и движение соков замедляется. Дерево словно бы засыпает. Создав запас такого питания, дерево готово выдержать небольшие морозы. Первые морозы закаляют его, сок дерева делается ещё гуще. И деревья впадают в настоящую спячку. Чем холоднее, тем глубже спячка (покой) у деревьев.

Разделы: Начальная школа

Цель : познакомить учащихся с особенностями жизни растений зимой.

Задачи :

  1. расширить знания учеников о жизни деревьев, кустарников, трав в зимний период;
  2. развивать умение группировать, наблюдать, делать выводы, работать с учебником и рабочей тетрадью;
  3. воспитывать бережное отношение к природе, интерес к окружающему миру.

Оборудование : учебник, тетрадь, лупы, веточки тополя с почками.

1. Организационный момент.

Приветствие.

2. Постановка проблемы.

На доске прикреплены картинки деревьев, кустарников и трав, временно закрытые.

Учитель загадывает загадку: Дышит, растёт, а ходить не может.

Дети отвечают: Растение

Учитель . Почему так решили?

Дети . Растения дышат, растут, питаются, размножаются и умирают.

На доске появляются карточки с этими словами.

Учитель . Что ещё скажете об этих предметах?

Дети . Это живая природа.

Учитель . Значит, разговор пойдёт о живой природе – растениях.

На доске открываются картинки.

Учитель . Рассмотрите всё внимательно. Какие мысли у вас появились? Какую работу предлагаете выполнить?

Дети . Можно разделить на группы.

Учитель . Какие, и как их определить?

Дети . Одна группа - деревья, у них один ствол и он толстый. Другая – кустарники, у них несколько стволов. Остались травы, стебли у них тонкие, их не всегда видно из-под снега.

Дети выходят к доске, выделяют группы и называют растения.

Игра на внимание.

Деревья - хлопаем, кустарники - топаем, травы – прыгаем.

Учитель . Хотите узнать, что происходит с растениями зимой?

Дети . Да.

3. Работа по теме урока.

Учитель . Где мы наблюдали за растениями?

Дети . На экскурсии в зимнем лесу.

Учитель . Что скажите о деревьях?

Дети . Лиственные деревья стоят без листьев. На рябине есть плоды. Они укрыты снегом, чтобы было тепло. А хвойные деревья стоят с иголками и тоже в снегу.

Учитель . А как выглядят кустарники?

Дети . Они тоже стоят без листьев. Торчат из-под снега верхушки. Им тепло, их укрыл снег.

Учитель . Что ещё мы наблюдали?

Дети . Когда лопатой разгребли снег, то под снегом увидели сухую траву, иголки от хвойных деревьев, сухие веточки с семенами и зеленые листики.

Учитель . Какое это было растение?

Дети . Это была кислица или заячья капуста. (Картинка на доске ).

Учитель . Все ли травы умирают на зиму?

Дети . Нет.

Учитель . Почему?

Дети . Их укрыл снег и им тепло под ним

Учитель . Вы правы, но точнее будет так: между снежинками есть воздух, а он, как известно, хорошо держит тепло. Почему под снегом листики остались зелёными?

Ответы детей: Тепло. Не знаю.

Учитель . Зелёные они потому, что строение их листа необычное, и зеленый цвет остается до весны.

4. Работа с книгой (с. 42-43)

Учитель . Рассмотрите иллюстрацию. Похоже ли это на нашу природу?

Дети . Да.

Учитель . Что делает папа Маши и Миши?

Дети . Он стряхивает снег с плодовых деревьев.

Учитель . Зачем?

Дети . Если будет много снега на ветках, то они могут сломаться.

Учитель . Почему вы решили, что это плодовые деревья?

Дети . На них нет листьев. Когда мы были в гостях у Маши и Миши осенью, то видели деревья с яблоками.

Учитель . Погибают ли лиственные деревья на зиму?

Ответы детей:

Да. Потому что им нет питания. Ведь земля замёрзла.

Нет. Они засыпают на зиму, а весной проснутся, и появятся листочки.

Учитель . Деревья засыпают на зиму, как животные. Они приспособились к этому, а вот как, мы с вами понаблюдаем. Возьмите со стола веточки тополя, сначала девочки, а потом мальчики. Рассмотрите их. Что можете сказать?

Дети . На ветках почки.

Учитель . Оторвите чешуйки почки. Возьмите лупу и рассмотрите, что находится под чешуйками Что теперь видите?

Дети . Внутри маленькие зелёные листики.

Учитель . Какой вывод сделаете?

Дети . Деревья на зиму не погибают. Они спрятали будущие листики под чешуйки.

Учитель . Когда появилась эта почка?

Ответы детей:

Не знаю.

Учитель . Ранней весной почка раскроется, появятся листочки. Они растут и почка растет. К зиме она вырастает и имеет вот такой вид.

5. Работа в тетрадях.

Учитель . В учебнике на с. 42 мы видим рисунок почки. В тетрадях на с. 31 выполните задание № 30: нарисовать и раскрасить почку.

6. Итог.

Чем полезным занимались?

Какие знания помогли нам в работе?

Что новое узнали?

Что особенно понравилось?

Как надо удобрять многолетние цветы и декоративные кустарники осенью?

Отвечает опытный садовод-любитель Елена Михайлова :

— В то время как однолетние огородные растения мы щедро подкармливаем до уборки урожая, с многолетними культурами надо быть гораздо аккуратнее. Лучше уж вообще ничем не кормить, чем «перебрать» с удобрениями. Особенно опасны азотные подкормки: они стимулируют дальнейший рост и замедляют вызревание тканей, а у деревьев и кустарников — одревеснение молодых побегов. Неуспевшие подготовиться к зиме растения могут вымерзнуть. Напротив, фосфорные и калийные удобрения улучшают развитие корневой системы, способствуют лучшему вызреванию и увеличению зимостойкости почек и древесины, повышают устойчивость растений к неблагоприятным факторам.

Вредны:

Комплексные минеральные смеси со значительным содержанием азота (например, нитроаммофоска, азофоска и т. п., а также готовые смеси с маркировкой «газонное» или «весеннее»).

Любые хорошо растворимые и быстро действующие органические удобрения (настой травы, птичьего помёта, навозная жижа). Лучшее время для их применения — май—июнь, а в августе—сентябре для многолетних растений они категорически противопоказаны.

Полезны:

Калийные и фосфорные удобрения, микроэлементные добавки (в количествах, указанных производителем на упаковке). Удачный выбор — монофосфат калия: это удобрение содержит и фосфор, и калий, хорошо растворяется и быстро усваивается растениями в отличие, скажем, от суперфосфата, который относится к долгодействующим. Можно использовать и готовые удобрительные смеси, но лишь специальные, для осеннего внесения (с содержанием азота не более 5-10%).

Хорошо перепревшая органика (торф, перегной, компост) в качестве добавки в почву между кустами либо органической мульчи.

Мульча из растительных отходов (скошенная трава, солома, опавшая листва, дроблёная кора или щепа). Она разлагается медленно и не нарушает баланс питания. Кроме того, рыхлые материалы, расположенные на поверхности почвы, заметно сглаживают резкие колебания температуры и влажности в зоне корней и зимующих почек, что помогает растениям легче переносить непредсказуемые капризы осенней и зимней погоды. Но не переусердствуйте с толщиной слоя: 2-4 см вполне достаточно! Слипшийся воздухонепроницаемый «компресс», в который превращается толстый слой сырой органики во влажную осень, легко может стать источником проблем.

Древесная зола (по 100-200 г на квадратный метр). Это источник не только калия и фосфора, но и кальция, магния и многих других микроэлементов.

Прищипывать или нет?

Многие декоративные деревья и кустарники из-за сырой и холодной погоды в начале лета затянули рост. По идее, это чревато обмерзанием. Чтобы этого избежать, советуют в августе—сентябре прищипывать неуспевшие одревеснеть кончики веточек. Стоит ли это делать и если да, то у каких культур, когда и как именно?

Отвечает кандидат биологических наук Ирина Окунева :

— В общем случае, если говорить о всех декоративных деревьях и кустарниках, от прищипывания побегов я бы воздержалась. Да, теоретически этот приём может способствовать окончанию роста и скорейшему одревеснению побегов. Но в то же время он применяется для ослабления приростов и для усиления ветвления. Какой результат будет достигнут, зависит от срока прищипки, состояния побега, породы и даже сорта дерева или кустарника, а также от погодных условий в ближайшие месяц-два. Ошибка в расчётах может обернуться появлением новых побегов, которые уж точно не успеют вызреть. Кроме того, некоторым растениям, например сирени, верхние почки необходимы для полноценного цветения. И далеко не все приросты нужно ослаблять.

Кроме того, даже синоптикам неизвестно наверняка — вдруг погода будет такой благоприятной, что позволит всем побегам благополучно вызреть и отлично перезимовать? Или наоборот — морозы наступят так рано и будут настолько суровыми, что замёрзнут даже крупные ветви? Реальные результаты зимовки возможно будет оценить лишь весной. Тогда же, во время плановой обрезки, вы и срежете то, что действительно подмёрзло. Осенью невызревшие части имеет смысл удалить лишь с тех растений, которые будут зимовать с укрытием (например, розы), чтобы они не загнили.

Но что же вы можете сделать сейчас, если видите, что любимый куст или деревце ещё и не думает готовиться к зиме? Попробуйте наклонить или согнуть дугой растущие побеги и подвязать их в таком положении — это поможет остановить их рост. Полезно будет также подкормить растения сульфатом калия (не хлористым) или, как вариант, внести под них древесную золу.

Как зимуют декоративные кустарники?

Обладают хорошей зимостойкостью. Проблемы маловероятны: спиреи, сирень, чубушник, гортензии древовидная и метельчатая, пузыреплодник, боярышник, барбарисы Тунберга и обыкновенный (сорта), дёрен белый (сорта).

Среднеустойчивы. Часто подмерзают однолетние побеги и цветковые почки: айва японская, бузина, декоративные вишни и сливы, древовидные пионы, рододендроны, скумпия, форзиция.

Слабозимостойки, требуют обязательного укрытия в средней полосе России и севернее: большинство сортовых садовых роз, гортензии крупнолистная, дуболистная, пильчатая и т. п., буддлея, дейция (сорта).

Тема

Как зимуют травы, кустарники и деревья

Цель темы

Обобщить и углубить знания учащихся о жизни деревьев и кустарников в зимний период; познакомить учащихся с особенностями жизни травянистых растений зимой; учить детей делать выводы из наблюдений; рассмотреть внутреннее строение почек; развивать речевые умения, внимание.

Планируемый результат

Узнают о жизни трав, деревьев и кустарников в зимний период; научатся делать выводы на основе наблюдений; получат представление о внутреннем строении почки.

Основные понятия

Понятия: -деревья-, -кустарники-, -травянистые растения-.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов « Окружающий мир»

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса« Окружающий мир»

school collection edu. ru

Организация пространства

Работа фронтальная, в парах, в группах.

Универсальные учебные действия

Регулятивные УУД : осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование (лупу); следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать из для бережного отношения к природе; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные УУД: проявление познавательного интереса, определённых познавательных потребностей и учебных мотивов, положительное отношение к школе и адекватного представления об учебной деятельности.

Ход урока

I этап. Организационный момент.

Разминка «Здравствуйте!»

Скажем «Здравствуйте» - руками,

Скажем «Здравствуйте» - глазами,

Вы в глаза нам посмотрите,

Левым глазом подмигните,

Подмигните правым глазом

Скажем «Здравствуйте» - мы рады»!

Тихо сели. Настраиваемся на урок. Каждый вспомнит правила поведения на уроке.

Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

II этап. Актуализация знаний.

На интерактивной доске - зимний пейзаж.

Театрализованное представление.

Учитель: Зима. Снегу в лесу навалило – ни проехать, ни пройти. Как - то по лесу бежал заяц и ворчал (вбегает заяц).

Заяц: Ишь, сколько намело. Как мне надоел этот снег. Все время проваливаюсь.

Услыхал зайца старый тетерев, хвост распустил и зачастил, забормотал: «Кур-гур-гур! Чи-ш-ш! Куда косой спешишь?»

Заяц: Ой, кто это?

Тетерев: Не бойся, это я - тетерев. Кого это ты так ругаешь?

Заяц: Кого-кого? – да снег! Везде мне мешает

Тетерев: Не прав ты косой, не прав, не прав.

Заяц: Все равно, плох твой снег, все снег загубил и травку, и землю застудил.

Тетерев: А ты знаешь, заяц я ведь часто гляжу на засыпанную снегом землю, да и задумываюсь. Что же там под ним, под этим холодным сухим морем снега? Осталось ли там, на дне его, хоть что-нибудь живое?

III этап. Изучение нового материала.

Учитель: Давайте поможем тетереву найти ответы на его вопросы и подумаем над тем, как зимуют травы, кустарники и деревья? (Этот вопрос появляется на интерактивной доске).

А как одним словом назвать травы, деревья и кустарники?

Растения мы относим к живой или неживой природе? Докажите. (Растения дышат, растут, питаются, размножаются и умирают. Это признаки живой природы.)

А теперь продолжим наш разговор. Начнём с первого вопроса тетерева (СЛАЙД). Давайте его прочитаем: «Что же там под ним, под этим холодным сухим морем снега?»

А вы ребята, знаете?

В нашем классе есть ребята, которые заинтересовались этим вопросом раньше. Они лопаткой разгребли снег и вот что они увидели…(показ СЛАЙДОВ).

Правы мы были, когда отвечали на первый вопрос тетерева?

Что вызвало у вас удивление при просмотре слайдов?

Катя, расскажи, где тебе удалось увидеть такое чудо?

Какой вывод можно сделать? (Все ли травы умирают на зиму?)

А как же зимуют травянистые растения, и что их защищает от мороза?

Вы правы, но точнее об этом можно сказать так: между снежинками есть воздух, а он хорошо держит тепло, то есть не бывает под снегом сильного мороза. Снежная шуба защищает землю от зимней стужи.

Ребята, а ведь есть растения, которые высаживают осенью, то есть в зиму. Вскоре появляются всходы. Пшеница подрастает, кустится и в таком виде перезимовывает под снегом. Весной она продолжит рост и концу лета принесёт урожай (СЛАЙД).

А какие растения высаживают ваши родители или бабушки на огороде осенью? (СЛАЙД)

Как вы думаете, какая зима лучше для растений снежная или бесснежная? Почему?

Давайте вспомним второй вопрос тетерева (СЛАЙД): «Осталось ли там, на дне его, хоть что-нибудь живое?».

Мы ответили на этот вопрос?

Ребята как вы думаете, зайчик понял, что именно снег защищает наши растения от мороза?

Вернёмся к теме урока. Прочитаем её ещё раз. Остановимся на вопросе: как зимуют кустарники и деревья.

Но сначала вспомним, какие растения относят к кустарникам, какие к деревьям.

Выполним задание. Пододвиньте листочки, рассмотрите их внимательно. Что вы видите с левой стороны листочка, с правой?

Соедините название растений со своей группой с помощью стрелок.

Берёза дерево

Ель кустарник

Смородина

Проверка у интерактивной доски

А на какие 2 группы делятся деревья? Как отличить лиственное дерево от хвойного?

На парте у каждого есть картинки с изображением лиственного или хвойного дерева. Ваша задача определить, какое это дерево хвойное или лиственное.

(рисунки ели, сосны, дуба, рябины, березы, дети прикрепляются на определенный участок).

На 1 участок посадите хвойные растения

На 2 участок посадите лиственные растения.

Все лиственные деревья на картинках изображены летом или осенью. А вот что же с ними происходит зимой, мы пронаблюдаем по вашим фотографиям (Демонстрация СЛАЙДОВ).

Физкультминутка «В лес на лыжах».

Мы на лыжах в лес идем, Дети машут руками, словно
Мы взбираемся на холм. Работают лыжными палками.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер, Вращение туловищем
Он деревья крутит, вертит вправо и влево.
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет, Прыжки.
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.

Что же происходит с деревьями зимой?

Я хочу предложить работу в парах. Цель: проверить, действительно ли лиственные деревья остались без листьев.

Для этого из леса были взяты веточки березы. На них нет листьев, но есть бугорки – почки.

Возьмите лупы, рассмотрите почку целиком, что вы видите?

Какого цвета будущие листочки?

Откройте тетради на с.31. Раскрасьте разрез почки. Вашим помощником будет учебник с.42.

Когда закладываются почки на ветках?

(Почки закладываются весной, когда на ветках появляется молодая листва. Молодые листочки растут, а вместе с ними растут и почки на ветках. К осени они покрываются плотными чешуйками).

Продолжим работу в учебнике. Рассмотрим рисунок на с 42 в левом верхнем углу.

Что необходимо, чтобы из почки появились листочки?

Может ли мороз погубить дерево? (Если дерево промёрзнет все насквозь, то оно погибнет. Все лето деревья с усердием запасают в стволах и ветвях соки на зиму. Зимой соки дерева становятся густыми, густыми и движение соков замедляется. Дерево словно засыпает. Первые морозы закаляют его, делают еще выносливее: сок дерева еще больше густеет. И деревья впадают в настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Чем холоднее, тем глубже спячка, покой у деревьев. И дышат деревья зимой в двести – четыреста раз слабее, чем летом. На каждом дереве под корой есть панцирь (специальный слой). Чем старше дерево, те толще такой слой. Тем легче пережить зиму. В снежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа.)

Как же деревья зимой от мороза защищаются?

Продолжим работу по учебнику. Маша и Миша побывали и в зимнем лесу, и в поле, и в саду. Что ещё они увидели под снегом? (ягоды и цветущие растения).

Кого мы видим в саду семьи Ивановых? Что он делает? А зачем?

IV этап. Закрепление изученного.

Вспомните, на какой вопрос мы искали ответ? Много выводов мы сделали. Сравним наши выводы с выводом, который сделали авторы нашего учебника (вывод читается в учебнике на стр. 43)

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Что вы видите на доске? Есть снежинки большие и поменьше.

Большую снежинку возьмёт тот, кому на уроке было интересно, он узнал что–то новое.

Снежинку поменьше возьмёт тот, кому было трудновато.

Я вам их дарю за хорошую работу на уроке. Было очень приятно работать с умными и наблюдательными исследователями.