Литьевой мрамор своими руками — полная инструкция и проверенные смеси. Свой бизнес: производство жидкого камня

Натуральный камень – удовольствие дорогое, особенно если вы хотите сделать из него столешницу или поддон для душа, и поэтому искусственный мрамор своими руками представляется более выгодным вариантом. Причем способов получить достоверную имитацию существует довольно много, с использованием самых разных, порой довольно неожиданных компонентов и технологий.

Как получить искусственный мрамор своими руками

Что собой представляет интересующий нас камень? У него неоднородная расцветка, чаще всего с пронизывающими всю толщу прожилками, зернисто-кристаллическая структура. Окраска может быть белоснежной, розовой, голубой, черной либо серой. Реже встречающиеся цвета: красный, фиолетовый, зеленый, желтый. Проще всего создать иллюзию мрамора с помощью гипса, который дает плотную, непористую массу. Однако данный вариант неприемлем, если вам нужна столешница или облицовка в помещении с высоким уровнем влажности. Поэтому рассмотрим альтернативные способы, позволяющие изготовить искусственный мрамор своими руками.

Простейшая технология – отливка в формах из цементно-песчаной смеси. Литой мрамор прочен, влагонепроницаем и, главное, внешне очень похож на настоящий. Однако следует учесть, что тонкие плитки будут довольно хрупкими, а толстые – получатся тяжелыми. Как следствие, столешницу из такой имитации сделать можно, но при этом корпус мебели должен быть очень массивным, чтобы выдержать вес каменной плиты. Более тонкий вариант можно изготовить, взяв за основу саму деревянную плоскость стола. Далее мы рассмотрим оба варианта.

Почти настоящий искусственный мрамор: технология изготовления

Что же нам понадобится, чтобы в итоге получить плиту литого камня, практически неотличимого от натурального? Прежде всего – форма из полиуретана, песок и цемент в соотношении 2:1 соответственно, вода (пятая часть от одной доли цемента) и галька в качестве наполнителя. Также потребуется краситель (1 % от доли цемента) и пластификатор в том же количестве. Для того, чтобы технический процесс удался, запасаемся полиэтиленовой пленкой, строительным миксером, смесителем или специальной насадкой для дрели, а также шпатель и короткое правило.

Технология изготовления настоящего искусственного мрамора - пошаговая схема

Шаг 1: Подготовка

Тщательно промываем и высушиваем форму, которая может быть любых размеров, например, как раз для рабочей поверхности кухонной стенки. Готовим раствор, для чего в сухом состоянии соединяем цемент, песок и гальку, хорошенько перемешав составные части. Наливаем 80 % запасенной воды, а также пластифицирующий состав, и продолжаем замес, добиваясь получения максимально возможной однородности массы. Добавляем остатки воды и, неодинаковыми порциями в разные сектора емкости, краситель, чтобы добиться как можно меньшей равномерности последующего смешивания колера с раствором.

Шаг 2: Заполнение формы

Как только краситель разошелся по цементной массе тонкими прожилками, состав готов, и можно приступать к самой важной фазе техпроцесса. Берем форму, ставим ее на абсолютно ровную поверхность, чтобы исключить изгиб дна или стенок, и выливаем в нее раствор. Очищаем с помощью шпателя края формы от излишков, которые могут повлиять на гладкость плиты, после чего разравниваем правилом поверхность массы и накрываем ее полиэтиленом.

Чем больше плита искусственного камня, тем выше вероятность ее поломки из-за внутренних пустот. Поэтому, по возможности, следует использовать вибростол, а при отсутствии такового при смешивании стараться не поднимать миксер из массы, чтобы не образовались пузырьки воздуха.

Шаг 3: Получение готового искусственного камня

Приблизительно через 10 суток застывание залитой в форму массы закончится, при этом в процесс вмешиваться нет необходимости, как это требуют другие работы с цементом. Например, регулярное увлажнение поверхности не требуется ввиду того, что раствор накрыт полиэтиленом, исключающим быстрое испарение жидкости. Когда плита полностью затвердеет, аккуратно поднимаем ее, переворачиваем и, как чехол, снимаем форму с готовой столешницы.

Чтобы получить искусственный мрамор, технология изготовления не должна быть сложной, все может быть сделано в условиях квартиры. На выходе получаем продукт с низкой пористостью, высокой устойчивостью к влажной среде и различным бытовым химическим средствам. Если необходимо, полируем плиту с помощью прозрачной политуры и спирта, чередуя обработку ими поверхности. При этом сначала следует обрабатывать спиртом, затем, по высыхании, политурой, и, не дожидаясь ее высыхания, снова беремся за тампон, смоченный спиртом.


Как сделать искусственный мрамор в виде иллюзии

Если вам хочется, чтобы имитация камня покрывала изящный журнальный столик, от ранее описанной технологии придется отказаться, поскольку вряд ли тонкие деревянные ножки выдержат нагрузку многокилограммовой плиты. Вместо этого проще всего с помощью красок частично превратить в мраморный сам столик, нарисовав на нем соответствующие разводы. Для этого понадобится баночка краски для фона, например, белой или зеленой, а также небольшая емкость колера для узора. На белом фоне правильней будет рисовать черные или серые полоски, на зеленом или черном – белые.

Перед тем, как сделать искусственный мрамор, специальным водным наполнителем для древесины заполняются все трещинки и сколы на поверхности, если таковые имеются. Далее из пульверизатора увлажняем столешницу, чтобы набухшие волокна выявили все шероховатости, и, по истечении 30 минут, необходимых для высыхания, как можно лучше ошкуриваем до гладкого состояния. Затем, очистив поверхность, приступаем к покраске и наносим два фоновых слоя с промежутком, необходимым для высыхания первого из них. Чтобы не было разводов, лучше использовать кисть или подушечку из поролона. Через два часа можно приступать к нанесению текстурного узора.

Рисунок мрамора знаком многим, иногда он напоминает зигзаги молний на испещренной множеством зернышек вкраплений поверхности, а порой похож на произвольно пересекающиеся трещинки. Все это не сложно изобразить перьевой кистью, с помощью которой можно изменять толщину линии. Выждав минут 5, смешиваем небольшое количество белой краски с прозрачным полиакриловым покрытием. Обмакнув в состав мокрую губку (обязательно следует убрать с нее излишки смеси), проводим по рисунку, не нажимая сильно и растушевывая, таким образом, линии, делая их более расплывчатыми. Еще через 5 минут высыхания протираем поверхность чистой тканью, легкими касаниями перемешивая цвета. Еще 30 минут высыхания и снова беремся за перьевую кисть, подчеркивая нанесенный ранее и уже видоизменившийся узор.

Через два часа, когда поверхность уже хорошо высохнет, берем тщательно перемешанное полиакриловое покрытие и покрываем наш «мрамор» тонким прозрачным слоем. Желательно после этого надолго оставить столешницу, чтобы дать пленке основательно застыть. Далее необходимо тончайшей шкуркой отполировать поверхность, очистить влажной губкой или тканью и, дав подсохнуть, снова обработать полиакрилом. Опять оставляем сохнуть уже почти сформировавшуюся имитацию камня на 2-3 часа, затем еще раз полируем и протираем. Наносим последний слой прозрачного покрытия, ждем, когда он застынет (2-3 часа), и окончательно отполировываем, после чего забываем про наш предмет меблировки приблизительно на недельку.

Искусственный камень известен с незапамятных времен: обычный кирпич и застывший известковый раствор – тоже искусственные камни. Но только в наши дни искусственный камень признали материалом №1 для отделки помещений и самодеятельного ландшафтного дизайна. Причина – используя современные материалы и технологии, можно сделать вполне приличный искусственный камень своими руками. По крайней мере, некоторые его разновидности, т.к. видов искусственного камня очень много.

А зачем?

Природный камень – дорогой и, как это ни странно, капризный материал. Взгляните на рисунок. Традиционный японский садик тобииси и столь же традиционный европейский альпинарий стоят дороже виллы, показанной слева. Для тобииси глыбы нужно подобрать в соответствии с сакральными требованиями дзен, а плиты сланца для альпинария – по условиям дизайна. И камень подойдет лишь из определенных месторождений, уже по требованиям прочности и стойкости. И привезти его нужно так, чтобы по дороге он не превратился в щебень.

Пиленый или колотый отделочный камень дешевле, хотя все-таки очень дорог. И дорога работа по нему: не плитка, каждый нужно примерять и подбирать по месту. И сильно нагружает стену или перекрытие – тяжел. Тонкими слоями не наколешь и не напилишь – расколется, хрупок.

Искусственный камень по механическим свойствам и стойкости может превосходить дикий природный камень и уж точно не уступает ему даже изготовленный в домашних условиях. Вдобавок имеет важные преимущества:

  • Может изготавливаться тонкими плитками, что в несколько раз уменьшает вес объекта без потери прочности.
  • При богатстве или уникальности колеров и фактур поверхности может быть изготовлен стандартной формы и размера в плане или фасонным точно по месту.
  • Может изготавливаться на месте применения, что исключает транспортировочный отход.
  • Может быть изготовлен сразу гладким до блеска, что исключает затраты на распиловку, шлифовку и полировку.
  • Может быть изготовлен неправильной формы, полностью имитируя бутовый камень, но заранее заданного размера и конфигурации.

Дополнительно : имитация камня с помощью полимерных связующих (см. далее) дает изделия термопластичные, которые уже после изготовления можно изгибать, формовать, соединять друг с другом без швов.

На что он годен?

Видов изделий из искусственного камня не счесть. Им облицовывают стены, внутренние и наружные, из него делают декоративные элементы для интерьера и мебели, кухонные мойки, подоконники, столешницы и мебель целиком, см. рис. В последнем случае используется термопластичность полимерного искусственного камня.

Кроме того, дома из него можно изготовлять статуэтки, безделушки, сувениры. Существуют технологии, позволяющие получать эффекты тигрового, кошачьего и змеиного глаза. Есть умельцы, делающие из искусственного камня нэцке, которые эксперты-японцы не сразу отличают от настоящих. Но это все относится уже к области ювелирного мастерства, а вот искусственный декоративный камень можно наловчиться делать своими руками необычайно похожий на лабрадорит, розовый орлец или серпентинит. До чароита с малахитом Данилы-мастера XXI в, похоже, еще не добрались, но, имея в виду возможности материала, это дело наживное.

Виды декоративного искусственного камня

По исходным материалам и способам изготовления искусственный камень разделяется на следующие виды:

  1. Керамический – в процессе изготовления проходит обжиг в определенном температурном режиме. Производство требует больших площадей, обученного персонала и значительного расхода энергии.
  2. Гипсовый формовой (литой) – производство возможно в домашних условиях при минимальных затратах, но пригоден только для внутренней отделки, т.к. не морозостоек. Минимальная температура в производственном помещении +18 градусов Цельсия.
  3. Бетонный (цементно-песчаный) формовой , слева на рис. – по себестоимости несколько дороже гипсового, т.к. ресурс формы для бетона меньше, но тоже пригоден для производства дома или в небольшом подсобном помещении. Морозостоек, производство возможно при +12 Цельсия и выше.
  4. Бетонный армированный свободной формовки (монументальный) – изготавливается штучно, чаще всего на месте использования. Методом свободной формовки делают искусственные валуны, булыжники, плиты естественного вида.
  5. Полиэфирный с минеральным наполнителем горячего отверждения (в центре на рис.) – по декоративным и механическим качествам может превосходить естественные аналоги, но затвердевание компаунда проходит при повышенной температуре в вакууме, поэтому для домашнего или мелкотоварного производства непригоден.
  6. Литой акриловый холодного отверждения – пригоден для домашнего изготовления в тех же условиях, что и гипсовый. Если затвердевание проводится на вибростенде (см. далее), по совокупности качеств приближается к камню горячего отверждения. Термопластичен при 175-210 градусах, допускает дополнительную формовку после отливки без потери качества готового изделия.
  7. Жидкий искусственный камень приготовляется на гелевом акриловом связующем – гелькоуте (gel coat, гелевое покрытие). По механическим свойствам несколько уступает литому, т.к. в гель можно вводить меньшую долю минерального наполнителя, но в домашних условиях на гелькоуте можно формировать пространственные изделия сложной конфигурации.

Об акриловом камне

Главные достоинства акрилового камня – полное отсутствие пор и химическая стойкость. В быту это обеспечивает отменную санитарию и гигиеной: влагопоглощение акрилового камня составляет около 0,02% по весу; для сравнения у гранита – 0,33% а у мрамора – 0,55%. Акриловый камень можно мыть любыми бытовыми моющими средствами.

Второе, уже декоративное достоинство – сочетание вязкости с прочностью, характерное более для пластиков, чем для минеральных материалов, что позволяет делать каменные обои. Плиты акрилового камня промышленного изготовления имеют толщину в 6, 9 и 12 мм, но это обусловлено его последующей транспортировкой. Для использования на месте акриловый камень можно делать листами в 3-4 мм толщиной. Разумеется, такие листы требуют очень бережного обращения, но при наличии подходящей формы могут быть изготовлены во всю высоту стены.

И, наконец, декоративный искусственный камень на акриловом связующем обладает невысокой теплопроводностью в сочетании с большой теплоемкостью. Это дает при прикосновении ощущение живого тепла, вплоть до того, что в непрогретую пустую ванну из жидкого камня можно садиться раздетым, не испытывая дискомфорта.

О кварцевом искусственном камне

Среди жидкого камня горячего отверждения выделяется кварцевый искусственный камень (справа на рис. с образцами камней) – молотый жильный кварц (наполнитель) со связующим из полиэфирной смолы ПМММ (полиметилметакрилат). Его термопрочность ограничена 140 градусов, но по механическим свойствам и стойкости он превосходит лучшие из природных камней. Дадим некоторые данные для сравнения; в скобках через дробь указаны значения для гранита рапакиви и мрамора:

  • Ударостойкость DIN, см – 135 (63/29).
  • Прочность на изгиб, кг/кв.см – 515 (134/60).
  • Прочность на сжатие, кг/кв.см – 2200 (1930/2161).
  • То же, после 25 циклов «термокачелей» от –50 до +50 Цельсия – 2082 (1912/2082).

Примечание : гранит рапакиви или глазчатый гранит – особо качественный его сорт из месторождений Фенноскандии. Рапакиви отделаны некоторые станции метро в Санкт-Петербурге.

Оборудование и материалы

Для изготовления литого искусственного камня, кроме камней свободной формовки (жидкого и монументального), требуются специфические материалы и оборудование:

  1. Вибростенд.
  2. Модели для изготовления литейных форм (если не используются готовые формы).
  3. Разделительный состав – им покрывают как модель при изготовлении формы, так и форму перед отливкой изделия, чтобы не прилипали друг к другу.
  4. Литейные формы.
  5. Литейные смеси – компаунды.
  6. Пигменты.
  7. Песчаный поддон-подушка для самодельных форм из силикона.
  8. Термопистолет – для окончательной формовки и сваривания деталей из акрилового камня.

Примечание : изделия из жидкого камня виброобработке при отверждении не подлежат, даже если помещаются на вибростенд – расползутся.

Вибростенд

Вибростенд – сердце всего процесса изготовления декоративного камня и залог качества конечной продукции. Его конструкция, обеспечивающая отвердевание при надлежащей гомогенности (однородности) смеси, показана на рисунке. Такой стенд несложно сделать самому. Главный принцип – колебания платформы стенда должны происходить преимущественно в горизонтальной плоскости. При условии виброобработки возможно самостоятельное изготовление искусственного камня, сравнимого по качеству с промышленным.

Примечание : советы осуществлять виброотверждение покачиванием, подвижкой или подергиванием формы вручную исходят от людей, понятия не имеющих о физико-химии затвердевания компаундов для искусственного камня.

В качестве вибраторов используются любые маломощные электромоторы; общая их мощность – 30-50 Вт на 1 кв. м площади платформы стенда. Желательно ставить хотя бы два моторчика по углам платформы, а лучше – 4. Если используется один, то его лучше поместить в центре платформы, а поддоны с формами ставить по бокам. Запитываются моторы через реостат или тиристорный регулятор; это нужно для регулировки силы вибрации, см. ниже.

На валы моторов насажены эксцентрики. Точеные делать не обязательно, вполне подойдут U-образно изогнутые куски прутка или полосы, стянутые винтами. Скорость вращения моторов – 600-3000 об/мин. Меньшая скорость вызовет расслоение смеси, а большая не даст вибрацию нужной силы. Вибраторы туго, безо всяких прокладок, притягиваются к платформе стальными лентами и винтами или саморезами.

Платформа делается из плотного слоистого материала толщиной 8-20 мм: хорошей фанеры, стеклотекстолита, гетинакса. Ее слоистость важна: механические колебания в платформе должны более-менее свободно распространяться в горизонтальном направлении и быстро затухать по вертикали. Поддон с формами закрепляется на платформе скобками на винтах или саморезах.

Пружины должны быть одинаковыми и достаточно жесткими: под весом платформы в полном грузу они должны сжиматься не более чем на 1/5 своей длины. Кроме того, пружины должны быть широкими, чтобы заметно не изгибались в вертикальной плоскости под весом полностью нагруженной платформы.

Механическая характеристика пружин – линейная, т.е. они должны быть цилиндрическими из проволоки равномерного сечения. Любые прогрессивные пружины, в частности мебельные, непригодны. Шаг установки пружин – 300-600 мм по длине и ширине платформы, т.е. на платформу 1х1 м понадобится 9 пружин. В платформе и шасси (основании) стенда под концы пружин должны быть выбраны лунки или кольцевые канавки, иначе платформа соскользнет.

Шасси стенда лучше делать деревянное, ради поглощения тех же обертонов; металлическое может подзванивать. На опору (стол) его устанавливают на регулировочных винтах – горизонтальность платформы должна быть выдержана точно.

Регулировка стенда

Для регулировки стенд с выключенными вибраторами полностью нагружают: ставят на него поддон с заполненными формами и закрепляют его. Чтобы не расходовать зря рабочую смесь, в формы для веса кладут модели, по которым они делались.

Затем пузырьковым уровнем выверяют и выставляют регулировочными винтами шасси горизонтальность платформы. После этого прямо на формы ставят обычное фаянсовое блюдечко с шариком от подшипника диаметром 5-6 мм, выводят регулятор вибраторов на минимум и включают их.

Плавно добавляя мощность, добиваются, чтобы шарик начал подскакивать на блюдечке, а затем осторожно ее сбавляют, пока он не начнет опять просто бегать по блюдечку и временами подзванивать. На этом регулировка стенда заканчивается.

Примечания:

  1. При переходе на другой вид изделия регулировку стенда нужно делать заново, как по горизонтальности, так и по силе вибрации.
  2. Ориентация эксцентриков на валах моторов большого значения не имеет; вибраторы лишь вводят в резонанс систему платформа-пружины-гасители. Для облегчения регулировок можно включить вибраторы на полную мощность при пустой платформе, выключить, заметить, в каком положении остановились эксцентрики, и переставить их единообразно, но это уж для любителей повозиться по мелочам.

Видео: изготовление декоративного камня из цемента с использованием вибростенда

Модели

В качестве моделей для литейных форм обычно используются готовые декоративные камни промышленного производства или подходящие природные. И в том, и в другом случае набор размеров, форм и рельефов конечной продукции ограничен. Между тем почти везде буквально под ногами валяется прекрасный материал для изготовления собственных уникальных моделей: простецкая овражная глина. Никаких разрешений на ее использование в умеренных количествах не требуется; овражная глина не считается полезным ископаемым, т.к. на гончарные изделия и в строительство не годится. Но для моделей вполне подойдет.

Анализов на жирность, адгезию, примеси органики и т.п. тоже не нужно, лишь месилась и лепилась. Для объемных моделей глину замешивают густо, до консистенции пластилина. Чтобы модель при сушке не потрескалась, вылепляют ее на болване из отходов древесины, пенопласта, упаковочного картона, кусков пластиковых бутылок и т.п. Подводят болван пластилином до такой степени, чтобы слой глины был не толще 6-12 мм.

Для изготовления моделей облицовочных плиток определенного размера делают решетку из полосок тонкого гладкого пластика. Металл использовать нежелательно: может приржаветь или зацепиться заусенцем. Какой должна быть высота решетки? Тут возможны два случая:

  • 6-12 мм для гипсового и бетонного камня и от 3 мм для акрилового – под жидкую глину без лепки.
  • 20-40 мм под густую глину с лепниной.

В обоих случаях ровный щит застилают полиэтиленовой пленкой, ставят на него решетку и заполняют ее ячейки глиной. Щит нужно заранее разместить в защищенном от прямых солнечных лучей месте, иначе модели при сушке потрескаются. Рядом с решеткой «ляпают» комочек глиняного раствора для контроля сушки.

В низкую решетку наливают глину доверху и оставляют сохнуть как есть. По высыхании каждая плитка сама по себе приобретет естественный уникальный рельеф. В высокую решетку густую глину накладывают слоем толщины под конечный материал (см. выше) и формируют нужный рельеф вручную. Можно делать надписи, барельефы, иероглифы, магические знаки и пр.

Сушат модели под навесом в тени на легком сквознячке. Сушка занимает 2-5 суток в зависимости от погоды. Ее можно ускорить, подвесив не ниже 2 м над моделями инфракрасную лампу 100-200 Вт или электрокамин (не масляный конвекционный!), включенный через мощный диод, чтобы работал на половину мощности. За сушкой следят по контрольному комочку: если его испод высох, и под пальцами не мнется, можно делать формы.

Формы

Формы для искусственного камня в основном используются следующих видов:

  1. Разовые глиняные на выплавляемой восковой модели – для ваяния и художественного литья.
  2. Полиуретановые промышленного изготовления (на рис. слева) – для мелкотоварного производства; стоят денег, но долговечны.
  3. Силиконовые самодельные (справа на рис.) – для домашнего мастерства или штучного производства. Ресурс – до нескольких десятков отливок.

Для изготовления силиконовой формы модель, или набор моделей для плитки, выкладывают на ровную устойчивую поверхность, застеленную полиэтиленом и окружают бортиком на 10-20 мм выше верхушек моделей. Модели и внутренность бортика смазывают консистентной смазкой: солидолом, циатимом, шахтолом. Щит с формами выставляют горизонтально по уровню, чтобы верхняя поверхность силикона (которая затем будет днищем формы) также оказалась горизонтальной.

Силикон нужен кислотный, тот дешевый, от которого вовсю несет уксусом. Силикон из тубы выдавливают на модели по спирали от центра к краям и к бортику до заполнения ячейки. Чтобы избежать пузырей, силикон разгоняют флейцевой кистью, каждый раз макая ее в пенистый раствор любого жидкого моющего средства для посуды. Мыльный раствор не годится, он имеет щелочную реакцию, что может испортить кислотный силикон. По заполнении ячейки с моделью поверхность силикона заглаживают шпателем, также смачивая его в моющем.

Сушат форму так же, как и глину, но уже без инфракрасной подсветки, иначе пойдут пузыри. Зато значительно ускоряет сушку проветривание. Скорость высыхания силикона составляет около 2 мм/сутки. Для контроля сушки можно рядом с формами поставить колечко (обрезок трубы) и заполнить его силиконом. Сушить нужно до полного высыхания.

Видео: самодельные формы для искусственного камня

Литейные смеси

Гипсовый камень

Смесь для гипсового камня готовят мелкими порциями на одно-несколько изделий; ее живучесть – до 10 мин. Желательно смесь заливать в форму в течение 3-4 мин от начала замеса. Состав:

  • Гипс;
  • Лимонная кислота – 0,3% по весу от гипса, для замедления затвердевания;
  • Вода – 0,8-0,9 по объему от гипса для стартового слоя и 0,6 от объема гипса для основной массы;
  • Пигмент – 2-6% по весу от гипса в зависимости от колера, подбирается на пробных образцах.

Бетонный камень

Основа – цементно-песчаный раствор, но соотношение компонент обратное строительному: на 3 части цемента 1 часть песка. Пропорция пигмента – как для гипса. Допустимы полимерные присадки. Подробнее об изготовлении бетона .

Литой акриловый камень

Акриловый камень делают на основе акриловой смолы с отвердителем. Допустимая доля минерального наполнителя, включая пигмент – 3:1 в расчете на готовую смесь; доля пигмента (те же 2-6%) считается по весу от наполнителя.

Например, по инструкции смолу с отвердителем нужно смешивать 5:1; это даст 25% веса компаунда. На наполнитель с пигментом остается 75%. Допустим, пигмента по результатам пробы требуется 4%. Тогда конечный состав выйдет таким: смола – 20%; отвердитель – 5%; наполнитель – 71% и пигмент – 4%.

Т.е., расчет состава компаунда ведем от связующего – смолы с отвердителем. Уменьшение доли наполнителя улучшает термопластичность изделия и его упругость, но уменьшает механическую прочность. В качестве наполнителя берут каменную крошку, гравий, отсев. Наполнитель нужно промыть с моющим для посуды, прокалить и снова промыть чистой водой.

Сначала пигмент вводят в наполнитель, затем смолу смешивают с отвердителем, вводят наполнитель с пигментом и перемешивают. Жизнеспособность смеси от введения отвердителя в смолу – 15-20 мин; время схватывания – 30-40 мин; время готовности к использованию – сутки.

Жидкий камень

Материалы для жидкого камня довольно дороги, поэтому используются два состава: лицевой и грунтовочный. Различаются они составом и долей наполнителя. Грунтовочный состав, в порядке введения компонент:

  • Гелькоут – 20%.
  • Микрокальцит – 73%.
  • Отвердитель – 1%.
  • Ускоритель – 6%.
    На лицевой состав идет 40% гелькоута, отвердителя с ускорителем как для грунта; остальное – наполнитель с пигментом. Времена жизнеспособности, схватывания и готовности те же, что и для акрилового камня.

Пигменты

Пигменты для искусственного камня применяются сухие порошкообразные, пастообразные и жидкие, минеральные и синтетические. Пигмент-порошок вводят в сухой наполнитель или гипс; жидкий пигмент вводят в замес. С помощью пигментной пасты можно добиться пятнистой или полосатой окраски камня. Для этого ее вводят шприцем в замес перед самым концом замешивания.

Разделители

Разделительные составы для разных видов искусственного камня используются различные:

  • Для гипсового – раствор воска в скипидаре 1:7. Восковую стружку мелкими порциями при помешивании добавляют в скипидар, разогретый на водяной бане до 50-60 градусов.
  • Для бетонного – консистентные смазки, как для глиняных форм.
  • Для акрилового литого – раствор стеарина в стироле 1:10; в крайнем случае – высококачественная консистентная смазка (циатим, фиол).
  • Для жидкого камня – стеарин в стироле в указанной пропорции.

Песчаная подушка

Объемную силиконовую форму от вибрации и нагревания застывающего гипсового или акрилового компаунда может распереть, поэтому ее перед литьем углубляют в чистый сухой мелкий песок, насыпанный на поддон, на 2/3 или 3/4. Горизонтальность зева формы проверяют уровнем.

Термопистолет

Термопистолет – это что-то вроде миниатюрного строительного фена, дающий тонкую сильную струю горячего воздуха. Кроме сваривания готовых деталей из акрилового камня, с его помощью удобно собирать пластиковые рамки при изготовлении силиконовых форм.

Литье

Полная технология литья жидкого камня предполагает стартовый и базовый этапы. Соответственно, ради экономии и качества готовят стартовую (лицевую) и базовую смеси. Если наполняются мелкие плоские формы без рельефа на поверхности, то используют сразу лицевые смеси.

Стартовая смесь – жидкая, хорошо облекающая поверхность формы, с декоративным наполнителем и пигментом. Ее наносят на форму кистью. Гипс и цемент с песком для старта разводят жидко; в акриловой смеси уменьшают долю наполнителя с пигментом до 60-50%, увеличивая соответственно долю смолы с отвердителем.

Базовым составом доливают форму после схватывания стартового. Наполнителем для акрила берут микрокальцит без пигмента; он даст хороший фон, на котором проявятся декоративные достоинства лицевого наполнителя. Базовый гипс замешивают до густоты сметаны.

При литье бетона базовую заливку делают в два приема: налив форму до половины, накладывают пластиковую армирующую сетку, не доходящую до края формы, затем доливают до края. Базовую заливку разглаживают вровень с краем формы шпателем. При заливке акрилом шпатель должен быть чистым, обезжиренным, из полированного металла.

В начале схватывания по поверхности отливки (которая будет исподом изделия) прочерчивают канавки для лучшего сцепления со связующим при . На время всех операций с отливкой вибростенд выключают. Гипсовый литой камень для повышения стойкости после выемки из формы обрабатывают разогретым на водяной бане растительным маслом.

Видео: простое изготовление искусственного камня — от смеси до готового материала

Часть 1

Часть 2

Формовка жидкого камня

Изделия из жидкого камня делают напылением или обволакиванием, прямым или обратным. При прямом нанесении основу из дерева, ДВП, ДСП, МДФ покрывают сначала грунтом слоем 3-4 мм, а затем наносят декоративный слой. Это просто, но поверхность изделия выходит шершавой из-за выступающих гранул наполнителя, что требует трудоемкой шлифовки и полировки.

Более технологичен обратный способ: с чашей для мойки может быть изготовлена им самостоятельно за 2-4 часа, а при наличии готовых матриц возможно массовое производство. При обратном способе матрицу, обратную изделию, покрывают разделителем, наносят компаунд, накладывают доску древесной основы и придавливают пригрузами. Если внутренняя поверхность матрицы зеркально-гладкая, то такой же выйдет и столешница без дополнительной обработки.

Монументальная формовка

Валуны, глыбы, плитняк формуют из бетонного состава на болване, обтянутом кусками тонкой гибкой арматурной сетки на проволочных скрепках. Сначала готовят очень сухой, с минимальным количеством воды, раствор без пигмента. Лепешками из него облепляют болван так, чтобы их края соприкасались. После схватывания основы, но пока она еще влажная, готовят рабочий раствор нормальной консистенции с пигментом, и доводят им изделие до формы. От дождя на период полного застывания (40 суток) закрывают навесом из пленки.

Стоунхендж на огороде

Ландшафтный искусственный камень должен иметь древний вид, для этого его спустя сутки-двое после схватывания состаривают:

  • Натирают весь, более солнечную сторону, охрой с примесью газовой сажи; сажа как пигмент есть в продаже. Это создаст видимость коры выветривания.

На строительном рынке появилась альтернатива цементу, который с точки зрения экологичности производства не безопасен для атмосферы. Ежегодно в мире производится около 2 миллиардов тонн цемента, при этом каждая тонна выделяет 0,4 тонны углекислого газа в атмосферу. Инженеры усиленно работали над этой проблемой в течение долгого времени, пока не изобрели жидкий гранит – новое слово в технологии производства отделочного материала. Он имеет множество преимуществ по сравнению с другими отделочными материалами: огнестойкость, универсальность, качественность, безопасность, прочность.

Определения

Жидкий гранит – это искусственный жидкий камень.

Его преимущества обусловлены тем, что в отличии от , в состав жидкого гранита входит очищенная мраморная крошки (80%) и полиэфирная смола (20%). Он затвердевает при добавлении к нему ускорителя и отвердителя. В процессе химических реакций выходят все вредные вещества, и в готовом состоянии изделие будет уже экологически безопасным.

Жидкий гранит может использоваться в любых помещениях: квартирах, офисах, школах и так далее. В качестве поверхности для напыления выступают: дерево, камень, металл, фарфор, фибергласс, керамика, древесно-стружечные и древесноволокнистые плиты. Изделия из жидкого гранита напоминают изделия из натурального камня, потому что в его состав входит мраморная крошка, и уже не нужно использовать крупные куски камня. Цветовая гамма материала разнообразна благодаря сотне цветовых красителей, которые позволяют жидкому граниту вписаться в любое помещение.

Особенности

  • Цвет грунта не влияет на цвет жидкого камня;
  • Приятный на ощупь;
  • Материал не токсичен, без запаха;
  • Влагостойкость достигается путем добавления отвердителя;
  • Не теряет своего вида с течением времени, долговечен – срок службы изделий более 25 лет;
  • С поверхности легко удалять загрязнения;
  • При перепадах температур изделие из жидкого камня не теряет формы и свойства.

Компоненты для жидкого камня:

  • Пластилин;
  • Стеклоткань;
  • Химическая смола;
  • Наполнитель;
  • Отвердитель;
  • Ацетон;
  • Кальцинит;
  • Гелькоут;
  • Термоклей;
  • ДСП, ДВП.

Методы изготовления

  1. Метод литья – готовая смесь заливается в специальную форму до полного высыхания. Затем готовое изделие извлекают и проводят обработку.
  2. Метод напыления – распылителем на поверхность наноситься жидкий камень слоем в несколько миллиметров.

Метод прямого напыления

Метод прямого напыления – на заготовку наносят специальный грунт, дают ему высохнуть. Распылителем наносят слой жидкого камня. Шлифовка и полировка осуществляются после высыхания.

Метод обратного опыления

Метод обратного опыления – применяется, если заготовка не является частью мебели. Заготовку кладут на формовочную поверхность (ДСП, лист стекла, стол) и обводят ее по контуру. По контуру устанавливается бортик из ДСП или пластика. Наносится слой антиадгезива. После него по поверхности распыляется жидкий камень. Когда он частично затвердеет, напыляется грунт, чтобы слой камня не просвечивал. Получается форма, куда заливается полиэфирная смола. Изделие извлекают из формы, когда оно полностью затвердеет.

Технология изготовления

Помещение, в котором происходит изготовление жидкого гранита, должно состоять из двух комнат . Первая комната необходима для непосредственного производства, а вторая – для шлифовки полученного изделия. Температура в комнатах должна поддерживаться на уровне 20-24 градусов. Обязательно должна быть вентиляция.

Подготовка поверхности начинается с удаления с нее грязи и пыли. Перед покрытием поверхность промывается водой и тщательно просушивается. Все повреждения, царапины, трещины должны быть отремонтированы.

Этапы изготовления:

  1. Подготовка смеси путем смешения с помощью дрели прозрачного гелькоута (полимерная смола) с гранулами в соотношении 2:1. Отвердитель добавляется перед напылением.
  2. Полученная смесь наносится на изделие. Существует два способа ее нанесения: прямое напыление и обратное напыление.
  3. Поверхность готового изделия шлифуют и полируют.

Область применения

очень разнообразно . Он подойдет для отделки элементов декора, для облицовки печей и каминов. Его применяют для изготовления сантехники для ванных комнат и туалетов, а также для столешниц и других элементов комнатной мебели.

Жидкий гранит позволяет создавать различные вазы, цветочные горшки, статуи.

Уход за жидким гранитом

Чтобы и жидкого гранита радовали глаз долгое время, за ним нужно правильно ухаживать.

  1. Не стоит разделывать пищу на поверхности, покрытой жидким гранитов, иначе будут появляться царапины. Их можно ремонтировать, но это приведет к быстрому износу поверхности.
  2. На столешницы с покрытием из жидкого камня нельзя ставить горячие кружки, тарелки, кастрюли и другую посуду. Высокая температура может повредить поверхность. В мойки из этого материала тоже нельзя выливать горячую воду. Температура не должна превышать 80 градусов, и быть не ниже -50.
  3. Очищать поверхность следует мягким полотенцем или губкой без абразивного слоя. Чтобы покрытие дольше служило, можно применять полироль.
  4. Мойки из жидкого гранита можно чистить средствами, содержащими хлор. Это будет способствовать обновлению внешнего вида. Если поверхность матовая, то лучше использовать чистящие средства в виде геля. Они наносятся на несколько минут, затем смываются губкой.

Производители

  • GRANITO-FARFALLA – компания, занимающаяся производством столешниц, подоконников из жидкого гранита. Качество продукции обеспечивается материалами и оборудованием от известных мировых производителей. Фирма постоянно стремится к совершенствованию технологий, улучшению технического исполнения.
  • «ГРАНИТ» – компания, выпускающая декоративный наполнитель GraniStone для производства жидкого камня, и готовый к использованию жидкий состав AquaGranit, изготовленный из полиэфирной изофталевой смолы и акрила.
  • «Жидкий гранит» – компания по производству столешниц, подоконников из искусственного камня, стеновых панелей и накладок для дверей под гранит.

  • MASTERCOMPOSIT – производитель покрытий и изделий из искусственного камня по технологии GraniStone.
  • ColGran – компания выпускает жидкий полиэфирный камень 150 цветов.
  • Hi-Macs – производитель – корпорация LG выпускает камень, состоящий из 70% натуральных материалов, основу составляет акриловая смола.

Изделия из жидкого камня имеют красивый привлекательный вид, разнообразны по цветовым решениям и по . Они прекрасно сочетаются с любыми отделочными материалами. Качество, безопасность и прочность дополняют список плюсов этого материала.

Производство изделий из жидкого гранита: видео

Выводы

При уходе за жидким гранитом как и за следует ответственно подходить к выбору чистящих средств, иначе он быстро износится и деформируется. Еще одним недостатком использования камня является низкая степень сцепления смолы с поверхностью, поэтому могут появляться пузыри и отслоения. Чтобы не допустить этого, не нужно обрабатывать поверхность. Необоснованно завышенная цена камня – недостаток для покупателей. Производители завышают ее, ссылаясь на время изготовления, вредные условия труда и трудозатраты.

Искусственный мрамор – современный отделочный материал, который подходит для выполнения внутренних и наружных работ. От других он отличается эстетическим внешним видом и доступной стоимостью. К тому же, благодаря простоте технологии изготовления и дешевизне материалов, сделать его можно своими руками в домашних условиях.

Искусственный мрамор - что это?

Искусственный мрамор – современный отделочный материал, который подходит для выполнения внутренних и наружных работ

Искусственный мрамор – это строительный материал, имитирующий натуральный камень. Производить его можно тремя способами:

  • из бетона;
  • гипса;
  • полиэфирных смол.

К ним добавляют наполнители, отвердители и красители, которые при грамотном смешивании создают разводы, пятна и прожилки, повторяющие рисунок натурального мрамора, и придают ему уникальные свойства:

  • прочность;
  • жаростойкость – такой мрамор не горит и не проводит электроток;
  • экологичность – он не токсичен даже при нагревании;
  • стойкость к химическим веществам, кислотам, щелочам, растворителям, ацетону и бензину;
  • влагостойкость – материал не гниёт и не расслаивается;
  • ударостойкость;
  • теплостойкость.

К преимуществам искусственного мрамора относятся:

  • безотходное производство;
  • простота в уходе;
  • дешевизна по сравнению с натуральным камнем;
  • широкая гамма цветов и форм.

Все они существенно расширяют сферу его применения. Сегодня изделия из искусственного мрамора украшают не только жилые дома, квартиры и офисы, но и школы, медицинские учреждения, в том числе и столовые, и родильные дома. Из него делают подоконники, столешницы, барные стойки, ванны, лестницы, вазы, скульптуры, фонтаны и мойки. С его помощью отделывают печи, духовые шкафы, радиаторы отопления и электроприборы. Некоторые разновидности мрамора используют в промышленности.

Раковина из литьевого мрамора

Виды

Всего существует 4 вида искусственного мрамора:

  • литьевой – самый популярный. Представляет собой смесь полиэфирных смол и мраморной крошки или кварцевого песка, которые заливаются в специальные формы для застывания. Благодаря такому составу может прекрасно имитировать не только натуральный мрамор, но и яшму, оникс, малахит или гранит.
  • жидкий – материал, изготовленный из мраморной крошки и акриловых полимеров. В строительстве используется не так давно, но обладает массой преимуществ, в том числе и небольшим удельным весом, гибкостью и экологичностью. Он легко режется ножом или ножницами, заменяет обои и позволяет создать идеально ровную бесшовную поверхность. Благодаря этому жидкий мрамор используется в процессе отделки помещений неправильной формы.
  • оселковый – представляет собой окрашенную и отполированную до зеркального блеска гипсовую массу с отвердителями. Эффектный внешний вид позволяет ей имитировать не только мрамор, но и малахит или ляпис-лазурь. От остальных видов отличается особыми свойствами: лёгкостью и высокой прочностью, благодаря которым успешно применяется при возведении различных конструкций. Часто используется в жилых домах и квартирах для улучшения микроклимата, так как обладает уникальными свойствами впитывания или отдачи лишней влаги.
  • микрокальцит, или молотый – он производится посредством измельчения белого мрамора. Полученное порошкообразное вещество серого или белого цвета используют в процессе изготовления пластмассовых изделий, линолеума, бумаги, чистящих средств, лакокрасочной продукции.

Подготовительные работы

Формы для изготовления искусственного мрамора можно как купить, так и сделать самостоятельно

Проще всего делать искусственный мрамор из цемента и песка. При соблюдении технологии в таком случае изделия сохраняют все свои свойства. Главное – не изготавливать слишком тонкие или толстые плиты. Первые получаются хрупкими, в то время как вторые – тяжёлыми.

Для изготовления искусственного мрамора понадобятся:

  • мелкозернистый песок;
  • цемент марки 500;
  • пластификатор С-3 (он улучшает технические характеристики бетона);
  • пигмент – неорганический краситель, который не растворяется в воде, например, масляная краска;
  • наполнитель – кварцевый песок, мраморная крошка, доломит, известняк или галька;
  • полиэтиленовая плёнка;
  • вода.

Для работы заранее нужно подготовить:

  • ёмкость для приготовления раствора;
  • строительный миксер с насадкой или перфоратор с миксерной насадкой;
  • полимерную форму – её можно приобрести или изготовить самостоятельно из полиуретана, гипса или пластика. Заменить их можно деревянной рамой, на дно которой укладывается стекло;

Подбирая форму, важно следить за тем, чтобы её поверхность была ровной и гладкой, а сама она – разъёмной. В таком случае можно будет легко достать готовое изделие.

  • вибрационный стол – он незаменим при изготовлении искусственного мрамора в больших количествах. Вне зависимости от типа вибрации – горизонтальной или вертикальной, он способствует удалению пузырьков воздуха из раствора и его уплотнению. За неимением такой конструкции, можно просто постоянно энергично встряхивать форму;
  • кисти для смазывания формы;
  • распылитель для гелькоута;
  • шлифовальная машинка с алмазными дисками-чашками для обработки готовой плиты.

Технология изготовления

Процесс приготовления раствора для искусственного мрамора несложен. Тем не менее, он требует точности в пропорциях, соблюдения определённых правил и наличия минимальных навыков. Начинать лучше с изготовления простых конструкций, постепенно усложняя задачу.

Приготовление раствора

Для приготовления раствора необходимо:

  • Высыпать в чистую сухую ёмкость цемент и речной песок в соотношении 1:2. После тщательного перемешивания этих материалов в полученную смесь опускают мраморную крошку или гальку. Её количество определяется индивидуально и влияет на размер фракций готового изделия.
  • Вслед за наполнителем в смесь добавляют краситель. Его количество не должно быть больше 1% на общую массу смеси.

На этом этапе важно аккуратно перемешивать состав для того, чтобы сохранить неравномерность окраски. Это позволит максимально повторить рисунок натурального камня.

  • После нужно хорошо встряхнуть полученную смесь несколько раз или поместить её на вибрационный стол для удаления воздуха.
  • Затем можно вливать воду. Она должна составлять 0,2 части, однако делать это нужно в 2 приёма. Первый раз добавляется 80% общего объёма, а после вмешивания пластификатора (1% от массы цемента) и тщательного перемешивания смеси – остальные 20%. После очередного перемешивания и энергичного встряхивания раствор готов.

Подготовка и заполнение формы

Разливать полученную массу можно лишь в сухие и чистые формы, выставленные в строго горизонтальном положении. Предварительно их обрабатывают материалом для предупреждения адгезии и гелькоутом и оставляют до затвердения. Идеально ровные плиты получаются, если раствор выливают небольшими частями, следя за тем, чтобы он равномерно заполнил ёмкость. Периодически формы нужно энергично встряхивать или устанавливать на вибрационный стол для удаления воздуха.

Повысить прочность готовых мраморных плит можно с помощью армирования. Для этого в массу достаточно поместить прочную окрашенную проволоку.

Залитая форма с раствором

После удаления излишков раствора и его разравнивания, форму накрывают полиэтиленовой плёнкой и оставляют в месте, защищённом от атмосферных осадков для затвердения минимум на сутки. В отдельных случаях этот процесс может растянуться на несколько дней. Дополнительно увлажнять поверхность бетона при этом или всячески вмешиваться в него не стоит.

Толстые плиты искусственного мрамора могут в дальнейшем ломаться из-за присутствия внутренних пустот. Препятствовать этому может вибростол или особая техника приготовления раствора. Согласно ей, миксер не стоит вынимать из массы при её перемешивании. Таким образом можно избежать появления пузырьков воздуха.

Обработка готовой плиты

После затвердения изделие переворачивают и вынимают из формы, снимая её, как чехол. Затем желательно дать ему немного полежать на открытом воздухе и приступать к шлифовке. Выполнять её можно с помощью шлифовальной машинки.

Ввиду высокой прочности готовых изделий, резать их впоследствии можно будет лишь алмазными кругами.

Видео: искусственный мрамор своими руками

Изготовить изделия из искусственного мрамора своими руками в домашних условиях – не проблема. Это ещё раз доказывает автор данного видео, демонстрируя все этапы проведения основных работ:

Технология изготовления мрамора из гипса

Технология изготовления искусственного мрамора из гипса отличается простотой и доступностью

Такая технология пользуется популярностью и состоит из нескольких этапов:

  • Приготовление рабочего раствора. Для этого в ёмкость выкладывают сухой гипс и добавляют к нему воду, столярный клей и смолу, предварительно растопленную в горячей ванночке. После тщательного перемешивания в массу вливаются пигменты или акриловые красители и снова размешиваются до образования прожилок.

Искусственный мрамор белого цвета можно получить, добавив в раствор смесь из 200 г белого гумилакса, 50 г сухого гипса и 1 л технического спирта. Коричневый образуется при вмешивании оранжевого гумилакса, а чёрный – анилиновой краски.

  • Выкладывание готовой массы в форму. Излишки воды при этом легко удаляются сухим гипсом, которым она посыпается сверху. Процесс затвердения готового изделия может растянуться на 8-10 часов, по истечении которых его можно извлекать.
  • Для образования водоустойчивого слоя поверх мрамора из гипса его лицевая поверхность обрабатывается кремнекислым калием и полируется мягким фетром.

Как сделать мрамор из полиэфирных смол

Искусственный мрамор из полиэфирных смол невероятно прочен

Таким способом можно получить литьевой мрамор с неповторимой фактурой, который, к тому же, будет невероятно устойчивым к механическим и химическим повреждениям. Для этого необходимо приготовить полимербетон из полиэфирной смолы и наполнителя, смешав их в соотношении 25:75. В качестве последнего подойдёт кварцевый песок или другой минерал, истолоченный в крошку.

Заменить полиэфирную смолу можно смесью бутакрила и АСТ-Т (технический акрилат), взятых в равных количествах. К ним добавляется столько же кварцевого песка или щебня и пигменты на акриловой основе.

Полученный состав выкладывается в форму, где и оставляется до полного затвердевания. Повысить его прочность можно с помощью доски ДСП. Её размеры должны быть меньше размеров формы на 5 см. Вдавливаясь в массу, она впоследствии улучшает технические характеристики готового изделия. После затвердения и застывания последнее вынимается из формы и шлифуется.

Несмотря на высокую прочность и отличные технические характеристики искусственного мрамора, он всё же требует определённого ухода

Обеспечить уход можно, следуя простым правилам:

  • не стоит использовать чистящие вещества, в составе которых есть олифа;
  • нежелательно применять моющие средства с силиконом;
  • для удаления загрязнений лучше пользоваться мягкой тканью;
  • нежелательно использовать щётки, губки и другие приспособления, которые могут поцарапать отделочный слой;
  • абразивные чистящие средства для ухода за столешницами лучше заменить на гелевые;
  • регулярную чистку изделий из искусственного мрамора лучше проводить с помощью моющего средства или мыла;
  • сохранить глянцевый блеск поверхностей можно, протирая их специальными растворами (на 3 л воды 1 колпачок жидкого мыла из натуральных ингредиентов) и натирая сухим полотенцем.

Самостоятельно изготовленный искусственный мрамор может стать альтернативой керамической плитке. С его помощью можно отделывать кухни и украшать камины. Его можно использовать в качестве напольного покрытия, демонстрируя гостям хороший вкус и незаурядные способности.

Мрамор, имеющий прекрасные декоративные свойства, всегда ценился в строительстве. Но в силу дороговизны материала не каждый может позволить себе использовать его для оформления помещений. Поэтому в качестве альтернативы был разработан искусственный материал, имитирующий камень. Он был назван искусственным мрамором.

Описание и виды материала

Искусственный мрамор – материал, который используется преимущественно в сантехнике, при изготовлении погонных, облицовочных материалов. Из него делают подоконники, ванны, столешницы, ступени, декоративные фонтаны и скульптуры. Его применяют для отделки офисов и помещений административного предназначения.

Под термином «искусственный мрамор» подразумевается не только литьевой мрамор, который является имитацией натурального камня. Существуют и иные его разновидности, которые находят широкое применение в строительстве, промышленности и отделке помещений.

Разновидности искусственного мрамора:

  1. литьевой;
  2. оселковый (или гипсовый);
  3. молотый (или колотый);
  4. гибкий (или жидкий).

Литьевой

Набольшей популярностью пользуется литьевой мрамор — композитный материал, основу которого составляют отвержденная полиэфирная смола и минеральный наполнитель. Наполнителем может быть крошка из мрамора, кварцевый песок и т. п.

В зависимости от того, какие смолы и наполнители выбраны, материал может быть выполнен как имитация натурального мрамора, яшмы, гранита, малахита, оникса.

Так на фото выглядит литьевой искусственный мрамор

Оселковый

Оселковый мрамор – это окрашенная масса из гипса, затворенная клеевой водой, которая наносится на основание и доводится до зеркального блеска с помощью полировки и шлифования. Она может быть тонирована под различные материалы, такие как ляпис-лазурь, малахит, разные виды мрамора.

Основным материалом для производства оселкового мрамора является гипс. В него добавляют специальные вещества, которые замедляют схватывание гипса. Чаще всего используются клей, разведенный в воде.

Преимуществами гипсового мрамора является малый вес и высокая прочность. С его помощью можно возводить облегченные конструкции. Применение этого материала в жилых помещениях помогает улучшить микроклимат: он абсорбирует лишнюю влагу или отдает ее, если в комнате слишком сухо.

Фото оселкового мрамора

Молотый (микрокальцит)

Молотый, или колотый мрамор является тонкодисперсным наполнителем минерального происхождения. Он представляет собой порошкообразное вещество белого или серого цвета. Его изготавливают, измельчая белый мрамор.

Этот материал отличается прочностью, невысокой химической активностью, стойкостью и ультрафиолетовым лучам. Он имеет яркий белый цвет и практически не впитывает влагу. Чаще всего его применяют для производства изделий из пластмассы, лакокрасочной продукции, абразивных чистящих средств, бумаги, линолеума и т. п.

Жидкий

Эта разновидность мрамора является одним из самых новых материалов для отделки. В его состав входит крошка из мрамора и акриловые полимеры.

Жидкий мрамор очень гибкий, легкий и экологичный. Его можно легко резать ножницами или ножом и клеить на стены вместо обоев. Используя этот материал, можно получить идеально ровную, бесшовную поверхность. Поэтому его часто применяют для облицовки сооружений неправильной формы, такие как арки, колонны, сферические предметы.

Применение жидкого мрамора

Производство литьевого искусственного мрамора

Технология изготовления материала достаточно проста и потребует только специального оборудования, помещения, времени и финансовых ресурсов.

Оборудование

Для получения литьевого мрамора используется небольшой набор оборудования:

  • заливочные формы (матрицы);
  • распылитель для гелькоута;
  • миксер для размешивания состава;
  • кисти для смазывания форм.

Формы для получения мрамора выполняются на основе полиуретановой резины. Качественные матрицы, которые характеризуются прочностью и не склонны к сильным деформациям, стоят очень дорого. Однако их стоимость окупается сполна, поскольку производство имеет высокую рентабельность.

Состав сырья

Для изготовления материала смешивают акриловую или полиэфирную смолу и мраморную крошку в соотношении 4:1. Для связывания можно также использовать цементный раствор, строительный гипс, известковый раствор с добавлением цемента. Но чаще всего применяют именно смолы, поскольку они обеспечивают высокую прочность материала.

Функцию наполнителя иногда выполняют декоративные материалы (цветной песок, гальку, окрашенный кварц). В таком случае готовые изделия представляют собой не аналог натурального камня, а принципиально новый вид отделочных материалов.

Для достижения требуемой окраски в смесь вводят минеральные пигменты. Материал изготавливается в разных цветовых вариантах, с вкраплениями и разводами. С этой целью применяется особенная методика смешивания пигментов. Пигменты не только окрашивают материал, но и делают его более устойчивым к внешним влияниям. Наружный защитный слой из гелькоута придает покрытию глянцевый блеск.

Технология производства

Технология изготовления материала очень простая и нетрудоемкая. Она предусматривает подготовку матрицы, смешивание полиэфирной смолы и наполнителя, заливку полученной смеси в матрицу и ее отверждение.

Процесс литья искусственного мрамора можно разделить на такие этапы:

  1. Полируются формы, наносится материал для предупреждения адгезии.
  2. На формы наносится гелькоут. С этой целью применяется особая установка или чашечный распылитель.
  3. Гелькоут отверждается.
  4. Готовится смесь из полиэфирной смолы, наполнителя, пигментов и отвердителя.
  5. Смесь заливается в формы.
  6. Формы вибрируются, чтобы удалить воздух из смеси.
  7. Материал отверждается.
  8. Изделия извлекаются из форм.
  9. Выполняется дальнейшая обработка материала (в отдельных случаях).

На видео, изготовление литьевого мрамора и раковины из него:

Литьевой мрамор своими руками

Искусственный литьевой мрамор вполне реально сделать самостоятельно. Нужно лишь приобрести все компоненты материала, формы для заливки и следовать инструкциям.

Для изготовления литьевого мрамора понадобятся:

  • полиуретановая заливочная форма;
  • пленка;
  • смеситель;
  • кисточка.

На производстве наполнителем служит CaMg(CO3)2, а отвердителем – Бутанокс М–50. В домашних условиях вместо этих веществ можно использовать гальку и цемент.

Материалы для изготовления искусственного мрамора:

  1. песок (речной) – 2 части;
  2. цемент – 1 часть;
  3. вода – 0,2 части;
  4. галька (как наполнитель) – 25% от общего объема;
  5. пигмент – 1% веса цемента;
  6. пластификатор – 1% веса цемента;
  7. гелькоут.

Последовательность изготовления литьевого мрамора:

  • Сухую и чистую форму смазывают гелькоутом и дают ему высохнуть.
  • Смешивают песок, гальку и цемент. В смесь добавляют пластификатор, красящий пигмент и воду (80%), перемешивают с помощью смесителя, чтобы получилась пластичная масса (около 30 секунд). Затем добавляют остаток воды и вновь перемешивают смесь до однородности.
  • Смесь выкладывают в форму, удаляют излишки с краев, накрывают пленкой и оставляют для застывания на 10 часов.
  • Материал вынимают из формы и оставляют не некоторое время на открытом воздухе.

Таким незатейливым способом можно получить материал, который можно использовать в исходном виде или подвергнуть дальнейшей обработке, чтобы придать необходимую форму.

Технология самостоятельного изготовления искусственного литьевого мрамора показана на видео ниже:

Плюсы и минусы, отзывы

Хотя по составу искусственный мрамор принципиально отличается от природного аналога, он имеет такие же технические свойства. Более того, уровень прочности и износостойкости произведенного искусственным путем материала в разы выше, чем натурального.

Основные преимущества искусственного мрамора:

  • имеет высокий уровень механической прочности, не боится ударов;
  • отличается долговечностью, имеет длительный период эксплуатации;
  • почти не проводит тепло и электричество, обладает высоким уровнем пожарной безопасности. Поэтому его можно использовать для декорирования радиаторов отопления, электроплит и т. д.;
  • материал не греется, не расслаивается, не боится воздействий кислот, щелочей, растворителей, не впитывает жир, на нем не остается пятен. Благодаря такой практичности его часто используют для оформления кухонь и ванных комнат, отделки полов в жилых, производственных и общественных помещениях;
  • не выделяет вредных веществ, обладает экологичностью;
  • благодаря внешнему гелькоутовому покрытию, выглядит эстетично и может применяться в декоративных целях.

Он комбинирует в себе твердость натурального камня и простоту обработки. В отличие от натурального мрамора, искусственный материал обеспечивает большую степень комфорта и всегда теплый на ощупь.

Среди недостатков искусственного камня многие отмечают то, что его нельзя считать полным аналогом натурального материала. На ощупь он больше напоминает пластик, а верхнее покрытие выглядит как полиуретановое.

Кроме того, гелевое покрытие с течением времени часто трескается. В результате материал обесцвечивается и разрушается.

Средняя стоимость искусственного мрамора

Процесс изготовления мрамора предусматривает минимальные инвестиции и очень высокую рентабельность. Первоначально делаются затраты на покупку оборудования, сырье, аренду помещения и изготовление матриц. В дальнейшем себестоимость изделий определяется в основном стоимостью сырья.

Себестоимость производства оценивается примерно в 5$ за 1 кв. м., в то время как рыночная цена достигает 30$ за 1 кв. м. или даже выше.

Различные считаются столь же красивыми, прочными и долговечными, как и изделия из настоящего природного камня. Ведь его производство усовершенствовалось на протяжении 30 лет и достигло высоких результатов.