Арка галерия. О месте арка и гробница галерия Эгнатия от Кассандрийских ворот, с запада

|
арка и гробница галерия бродерия, арка и гробница галерия арте
Перейти к: навигация, поиск

Достопримечательность

Арка Галерия и ротонда святого Георгия (слева виден пристроенный к ней минарет)
Страна Греция
Город Салоники
Дата основания триумфальная арка: 298-299 годы, гробница: 306 год
Статус памятник Всемирного наследия

Координаты: 40°37′59″ с. ш. 22°57′10″ в. д. / 40.6333250° с. ш. 22.9529472° в. д. / 40.6333250; 22.9529472 (G) (O) (Я)

(греч. Aψίδα του Γαλερίου (Καμάρα), Τάφος του Γαλερίου; Ротонда святого Георгия) - сохранившиеся в городе Салоники части погребального (по другой версии дворцового) комплекса римского императора Галерия, построенного в конце III - начале IV веков. Гробница в начале V века стала христианской церковью, посвящённой Георгию Победоносцу, и получила своё второе название - Ротонда святого Георгия. С 1590 года гробница использовалась как мечеть, а после возвращения здания церкви в 1912 году в нём был открыт музей христианского искусства, и богослужения совершаются только по великим праздникам.

В 1988 году арка и ротонда в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник были включены в перечень объектов Всемирного наследия.

  • 1 Арка Галерия
    • 1.1 Скульптурные композиции
      • 1.1.1 Южная колонна
      • 1.1.2 Северная колонна
  • 2 Ротонда святого Георгия
    • 2.1 История
    • 2.2 Особенности архитектуры
    • 2.3 Мозаики ротонды Святого Георгия
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

Арка Галерия

Арка Галерия (левая колонна - южная, правая - северная)

Триумфальная арка была построена в 298-299 годах в честь победы в 298 году Галерия (бывшего тогда тетрархом) над Сасанидским царством и захватом его столицы Ктесифона. Арка не являлась самостоятельным сооружением, а соединялась с галереями, ведущими к мавзолею и дворцу.

Для постройки арки, как и для мавзолея использовался кирпич. основе арки чёткий четырёхфасадный план, близкий плану арки Януса в Риме. Изначально она состояла из двух частей (отдельных стен), соединённых кровлей, увенчанной продолговатым куполом на четырёх колоннах. Длина каждой стены составляла около 37 метров, толщина 3,7 метра. Стены находились на расстоянии в 9 метров друг от друга и имели три отверстия, украшенные арками: центральная 9,7 метров шириной, боковые по 4,85 метра. Высота центральной арки составляла 12,5 метров, а боковых - 6,5 метров. Все сооружение поддерживали шесть колонн, четыре из которых располагались в центральной части, а две в боковых частях. От боковых арок расходились два ряда крытых галерей, обрамлявших дорогу, а также одна галерея, перпендикулярная им, по направлению к Ротонде.

Трамвай под аркой Галерия (1920 год)

До настоящего времени сохранилась только часть западной стены длиной около 29 метров. Ранее под центральной аркой проходила улица Эгнатия (Via Egnatia), по которой в начале XX века двигалась конка, а затем трамвай. Сохранившаяся боковая арка была застроена домами. настоящее время арка полностью раскрыта от поздних пристроек, а часть улицы, на которой она расположена, сделана пешеходной. качестве краткого обиходного названия арки современные греки используют слово Камара (греч. Καμάρα - арка).

Скульптурные композиции

Колонны центральной арки облицованы каменными барельефами, расположенными в четыре пояса друг над другом. Пояса разделяются гирляндами из цветов и листьев. Над четвёртым (верхним) поясом имеется карниз, которым заканчивается скульптурное украшение арки. Под карнизом находится барельеф из ромашек.

Барельефы, изображающие сцены из персидского похода Галерия, относятся к образцам позднеримского искусства. На них без каких-либо промежутков изображено множество фигур, порой с явными анатомическими неточностями и нарушением пропорций (например, лошади изображены заметно меньшего размера, чем люди). Сами фигуры лишены свободы движений, характерной для произведений греческого и эллинистического периодов, однако надписи на арке позволяют предположить, что она была создана греческими мастерами. Арка относится к распространённому в то время стилю повествовательных (исторических) композиций и представляет собой один из лучших его образцов.

Основной темой барельефов является военный поход Галерия. Сцены изображают битвы, помилование пленников и оставление ими захваченных римлянами городов, и т. п. То, что события происходят на Востоке, подчёркивается присутствием в композициях таких животных, как слоны и верблюды.

Южная колонна
III С-З II С-В I Ю-В Северная колонна
I Ю-В
II Ю-З III С-З IV С-В
- Повозка, запряжённая слонами, подвозит дары Галерию Честь покорителю Востока Вылазка римлян у осажденного города Битва на земле курдов Пленные склоняются перед правителем -
- Аллегорическое жертвоприношение Триумфальное изображение победы Группа женщин Встреча персидских пленных Милосердие Галерия -
Вотум, Марс, Виртус и трофеи Вход персидских пленных в Антиохию Триумфальное изображение тетрархов Жертвоприношение Диоклетиана и Галерия Преследование персов у Тигра Вступление правителя Персонификации городов Верблюды с погонщиками
Добыча Рома и Виктория Виктория Персидское посольство с дарами к римлянам Добыча Добыча Добыча Добыча

Южная колонна

Повозка, запряжённая слонами, подвозит дары Галерию Барельеф «Жертвоприношение»
  • Прибытие императора в один из восточных городов

Галерий посещает армянский город Ериза (современный Эрзинджан), где находился храм богини Анаит (богиня-мать в армянской мифологии). Слева изображены городские ворота, в которые въехал Галерий на на двухколёсной повозке в сопровождении конных телохранителей, держащих копья и знамена. Жители города со знамёнами и цветами приветствуют императора. правой части рядом с кипарисом изображён храм богини Анаит, в котором видна её статуя.

  • Честь покорителю Востока

Галерий изображён в правой части композиции, сидящим на камне цилиндрической формы. Он без доспехов, опирается на скипетр. Богиня Ника возлагает на него венок. К Галерию на повозке, запряжённой четырьмя слонами, подвозят дары. Повозкой управляет женщина с копьём и щитом, которая символизирует военную славу. Слоны являются символом того, что победа Галерия была одержана на Востоке.

  • Галерий принимает персидское посольство

Персидский царь Нарсес I после своего поражения направил Галерию посольство, которое возглавляет его друг Афарван. правой части композиции стоит Галерий в окружении воинов, среди которых выделяется гоплит, у которого на щите изображен Геракл. центре изображены пять коленопреклонённых персов, протягивающих в мольбе руки к Галерию. На барельефе видны фигуры двух амазонок, а также члены семьи персидского царя (четыре женщины с накидками на головах и один ребёнок).

  • Жертвоприношение

Является главной сценой всех барельефов арки. На ней изображены два тетрарха - Галерий и Диоклетиан, стоящие по бокам от алтаря и приносящие благодарственную жертву. На двух видимых сторонах алтаря помещены барельефы с изображением Зевса и Геракла. Рядом с ними в образах женщин аллегорически изображены Мир, Вселенная, Согласие и Процветание. Также примечательны сцены встречи Галерия жителями города и аллегорические образы Армении и Месопотамии в виде двух женщин, принимающих от Галерия извинения за их покорение.

Северная колонна

Барельеф «Битва» (фрагмент) Барельеф «Милосердие Галерия»
  • Битва на земле курдов

Изображена битва армии Галерия на берегу реки, которая представлена обнажённой до пояса фигурой, отдыхающей на камне. Рядом с этой фигурой изображены дакские всадники во главе с императором. Галерий, сидя на коне, поражает врага копьём. толпе римских воинов изображены будущие цезари Константин и Лициний. Низ композиции занимают тела мёртвых и раненых противников, по сторонам помещены изображения богинь Ники и Артемиды. правой части композиции помещена колесница с четырьмя слонами.

  • Выход заложников из ассирийского города

Город представлен в виде ворот с двумя башнями. левой части композиции представлены три фигуры пожилых бородатых людей, которые склоняются в повиновении перед императором (от его фигуры сохранилась только часть левой ноги). Также присутствуют изображения пленных женщин с верблюдами (в центре на втором плане и в правой части перед воротами).

  • Мирный приём императора в одной враждебной области

Император изображён в центре, в гражданской одежде, сидящий в путевой повозке, запряжённой четырьмя лошадьми. Его сопровождают всадники в колетах и шлемах. Перед этой процессией изображены двое детей-рабов. Императора приветствуют женщины.

  • Милосердие Галерия

Галерий представлен сидящим в окружении спутников. Слева от него изображена группа пленников, двое из которых преклоняются в повиновении перед императором. Композиция делает упор на сострадание и снисходительность победителя к проигравшим.

  • Группа женщин

Изображена группа пленных женщин в рубашках. Одна из них держит цветы, другая длинный скипетр. Большая левая часть композиции была утеряна и заменена мраморной плитой при реставрационных работах.

Ротонда святого Георгия

Ротонда святого Георгия (видна пристроенная позднее алтарная часть)

История

Постройка Ротонды относится к 306 году. Существует несколько версий предназначения этого сооружения:

  • мавзолей Галерия, который не использовался по назначению;
  • часть дворцового комплекса для официальных приёмов (в пользу этой гипотезы свидетельствует остатки величественной галереи, ведущей к Ротонде от арки Галерия);
  • храм, посвящённый Непобедимому Солнцу, покровителю Диоклетиана и Галерия;
  • храм в честь особо чтимых в этих местах божеств Кабиров;
  • храм императорского культа (наиболее вероятная версия).
Предполагаемая реконструкция комплекса

Вероятно, в правление императора Феодосия I Великого (379-395) или около 400 года сооружение было превращено в христианскую церковь (возможно, мартириум) и его первоначальный план был изменён: был достроен купол (24,5 м) ротонды, с юго-востока пристроена апсида, с западной стороны - нартекс, здание окружено обходом-деамбулаторием. Первоначально храм, возможно, был посвящён Христу или Небесным Бесплотным Силам (архангелам). V веке стены церкви до основания купола были выложены цветными мраморами, декорированы пилястрами, карнизами, арками и т. п. От первоначального убранства храма сохранились фрагменты мраморного амвона со сценой поклонения волхвов (с 1900 года находится в Археологическом музее Стамбула).

Мечеть в Ротонде (XIX век)

В 1591 году после завоевания Салоник турками церковь переделали в мечеть Сулеймана Хортаджи Эфенди, к ней был пристроен минарет, сохранившийся до настоящего времени и являющийся единственным минаретом в Салониках, оставленным после сноса минаретов города в 20-х годах прошлого столетия. После освобождения Салоник от турок в 1912 году Ротонда была возвращена христианам и в ней был организован музей христианского искусства. Однако, поскольку алтарь храма был восстановлен, на основе соглашения с Министерством культуры страны, по великим праздникам в нём совершается богослужение. 1952 году была проведена реставрация здания и расчистка его мозаик. 1978 году здание пострадало при землетрясении, но было вскоре восстановлено.

Церковью святого Георгия гробница Галерия стала именоваться по названию небольшой соседней церкви, которая являлась подворьем афонского монастыря Григориат. Предполагают, что туда в 1590 году были перенесены из Ротонды иконы и другие реликвии. Название «Ротонда» (из-за цилиндрической формы сооружения) вошло в обиход не ранее XVIII века.

Особенности архитектуры

План Ротонды

Архитектурный тип Ротонды восходит к позднеантичным культовым и мемориальным сооружениям. Здание целиком выстроено из кирпича, толщина стен составляет около 6,3 метра, они прорезаны 8 глубокими нишами-камерами, заканчивающимися декоративными сводами. Сооружение увенчано куполом диаметром 24,5 метра. Изначально нижняя часть стен с внутренней стороны была облицована мрамором (облицовка не сохранилась), а верхняя часть и купол украшены мозаикой. При перестройки Ротонды под христианский храм (конец IV - начало V веков) в конструкцию были внесены следующие изменения:

  • для алтаря была расширена восточная ниша, что привело к нарушению цилиндрической формы стены и после землетрясения в XI веке восточная часть купола была разрушена и затем усилена двумя подпорными стенами;
  • вокруг первоначальной стены на расстоянии в 8 метров была построена вторая стена меньшей высоты, в результате чего первоначальная стена превратилась в круг из колонн, которые разделяют центральное пространство храма;
  • главный вход был перенесён с южной стороны к западной;
  • внутренние помещения были украшены мозаиками;
  • с запада к Ротонде был пристроен неф.

После указанных перестроек Ротонда стала напоминать трёхскатную базилику с цилиндрическими скатами.

Мозаики ротонды Святого Георгия

Алтарь в Ротонде

После превращения сооружения в христианский храм его купол был украшен мозаикой, частично сохранившейся до нашего времени и представляющей собой один из лучших образцов раннехристианских мозаик. Мозаики пережили период иконоборчества и остались неповреждёнными, вероятно, по причине того, что располагались слишком высоко на стенах и куполе.

  • мозаика купола

Мозаика купола сохранилась только в небольших фрагментах, на основе которых была воссоздана её общая композиция. куполе ротонды на серебряном фоне изображён Христос, несущий золотой крест (уцелели фрагмент его поднятой руки, край золотого нимба и часть креста). Медальон с его образом, окружённый венком и полосой звёзд, несут 4 ангела (сохранились головы и крылья), между которыми помещен феникс на пальме - символ Воскресения (сохранилась только голова феникса), крест и 2 пальмы (символ Востока). Такая композиция, по мнению исследователей, является сценой второго пришествия Иисуса Христа перед Страшным судом.

  • мозаики стен

От мозаик среднего яруса сохранились лишь фрагменты 24 пар ног (ангелов или 24 апокалипсических старцев) и кромка земли, покрытой травой и усеянной красными и белыми цветами. зоне ниже на 7 панелях (8-я разрушена), размером 6 на 8 метров, сохранились фигуры 17 мучеников (2 - фрагментарно) в позах орантов (то есть с воздетыми в молении руками), среди которых находятся не столь известные сегодня имена таких святых, как Роман, Кирилл, Лев, Онисфор, Евкарпий, Василиск, Порфирий, Филимон, Приск и Ферин. Около каждого из них написано его имя, профессия (епископ, пресвитер, врач, воин или флейтист), дата празднования дня его памяти. Возможно, выбор святых обусловлен их реликвиями, хранившимися в криптах (открыты при раскопках). Академик В. Н. Лазарев отмечает, что «фризообразная композиция купола церкви св. Георгия представляет, строго говоря, монументальный календарь».

Фон каждой сцены с орантами - архитектурные постройки с величественным порталом, высокими куполами, фронтонами, поддерживаемыми аркадами, представляющие собой вариации некой базилики. На зданиях помещены фигуры павлинов и висящие лампады. Эти сооружения считают или архитектурными фантазиями в духе росписей Помпей и декораций фасадов скальных гробниц в Петре, или предполагают в них варианты изображения одного конкретного храма.

Мозаика святые Онисифор и Порфирий Фреска Вознесение Христово Мозаика святые Косьма и Дамиан

Цветовая гамма мозаик переливается золотом и серебром, выразительность живописи построена на мягком течении форм и традициях эллинистической и римской портретографии. Фигуры изображены в позах с лёгким разворотом, их жесты и физиогномика исполнены покоя, которой имеет целью показать стабильность естества, доступную лишь в горнем мире. Взгляд у святых мечтательный, вдохновлённый.

Время создания мозаик - предмет дискуссий в науке (конец IV - начало V веков; середина или вторая половина V века; начало VI века). Наиболее вероятно, что, по аналогии со скульптурным портретом конца IV века и некоторыми другими мозаиками Салоник, убранство ротонды соответствует самой ранней из указанных датировок. Стиль мозаик характеризуется позднеэллинистическим влиянием, однако существует версия Й. Стржиговского, что изображённые на мозаиках ландшафты имеют иранские источники, но она не находит поддержки у искусствоведов.

Кроме мозаик купола и в сводах обхода, в конхе апсиды церкви сохранилась сильно пострадавшая фреска Вознесения (IX век), представляющая собой показательный образец периода иконоборчества в Салониках

Примечания

  1. Paleochristian and Byzantine Monuments of Thessalonika. Проверено 16 июля
  2. Jack Finegan. The archeology of the New Testament: the Mediterranean world of the early Christian Apostles. - Taylor & Francis, 1981. - С. 108-109. - ISBN 0709910061.
  3. Культура Древнего Рима / Ответ. редактор Е.С. Голубцова. - Наука, 1985. - Т. 1.
  4. Папахатзис Н. Памятники Салоник. - MOLHO. - С. 28-29. - ISBN 960796405-5.
  5. Папахатзис Н. Памятники Салоник. - MOLHO. - С. 32. - ISBN 960796405-5.
  6. Папахатзис Н. Памятники Салоник. - MOLHO. - С. 47. - ISBN 960796405-5.
  7. Robin Cormack. Byzantine art. - Oxford University Press, 2000. - С. 26. - ISBN 0192842110.
  8. Папахатзис Н. Памятники Салоник. - MOLHO. - С. 48. - ISBN 960796405-5.
  9. Converts: Webster"s Quotations, Facts and Phrases. - ICON Group International, Inc, 2008. - С. 282. - ISBN 0546698859.
  10. Jack Finegan. The archeology of the New Testament: the Mediterranean world of the early Christian Apostles. - Taylor & Francis, 1981. - С. 111. - ISBN 0709910061.
  11. Папахатзис Н. Памятники Салоник. - MOLHO. - С. 48-49. - ISBN 960796405-5.
  12. Robin Cormack. Byzantine art. - Oxford University Press, 2000. - С. 33. - ISBN 0192842110.
  13. 1 2 Robin Cormack. Byzantine art. - Oxford University Press, 2000. - С. 27. - ISBN 0192842110.
  14. 1 2 Лазарев В.Н. История византийской живописи (Декоративный характер раннехристианского искусства. Мозаики церкви св. Георгия в Салониках). Проверено 12 июля 2009. Архивировано из первоисточника 29 января 2012.
  15. Папахатзис Н. Памятники Салоник. - MOLHO. - С. 51. - ISBN 960796405-5.
  16. Папахатзис Н. Памятники Салоник. - MOLHO. - С. 58. - ISBN 960796405-5.
  17. Strzygowski. Ursprung der christlichen Kirchenkunst, 101-103, 116-118

Литература

  • Папахатзис Н. Памятники Салоник. - MOLHO. - 159 с. - ISBN 960796405-5.
  • Jack Finegan. The archeology of the New Testament: the Mediterranean world of the early Christian Apostles. - Taylor & Francis, 1981. - С. 108-111. - ISBN 0709910061.
  • Janina K. Darling. Mausoleum of Galerius, Thessaloniki // Architecture of Greece. - Oxford University Press, 2000. - С. 84-86. - ISBN 0192842110.

Ссылки

  • Арка Галерия
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Ротонда святого Георгия
  • Rotunda, Thessaloniki (англ.). Hellenic Ministry of Culture. Проверено 19 июля 2009. Архивировано из первоисточника 29 января 2012.
  • Церковь св. Георгия, Салоники, Греция. Христианство в искусстве. - галерея мозаик. Проверено 19 июля 2009. Архивировано из первоисточника 29 января 2012.

арка и гробница галерия арте, арка и гробница галерия бродерия, арка и гробница галерия сезони, арка и гробница галерия структура

Арка и гробница Галерия Информацию О

Арка и гробница Галерия (греч. Aψίδα του Γαλερίου (Καμάρα), Τάφος του Γαλερίου; Ротонда святого Георгия) - сохранившиеся в городе Салоники части погребального (по другой версии дворцового) комплекса римского императора Галерия, построенного в конце III - начале IV веков. Гробница в начале V века стала христианской церковью, посвящённой Георгию Победоносцу, и получила своё второе название - Ротонда святого Георгия. С 1590 года гробница использовалась как мечеть, а после возвращения здания церкви в 1912 году в нём был открыт музей христианского искусства, и богослужения совершаются только по великим праздникам. В 1988 году арка и ротонда в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник были включены в перечень объектов Всемирного наследия.

Арка Галерия

Триумфальная арка была построена в 298-299 годах в честь победы в 298 году Галерия (бывшего тогда тетрархом) над Сасанидским царством и захватом его столицы Ктесифона. Арка не являлась самостоятельным сооружением, а соединялась с галереями, ведущими к мавзолею и дворцу. Для постройки арки, как и для мавзолея использовался кирпич. В основе арки чёткий четырёхфасадный план, близкий плану арки Януса в Риме. Изначально она состояла из двух частей (отдельных стен), соединённых кровлей, увенчанной продолговатым куполом на четырёх колоннах. Длина каждой стены составляла около 37 метров, толщина 3,7 метра. Стены находились на расстоянии в 9 метров друг от друга и имели три отверстия, украшенные арками: центральная 9,7 метров шириной, боковые по 4,85 метра. Высота центральной арки составляла 12,5 метров, а боковых - 6,5 метров. Все сооружение поддерживали шесть колонн, четыре из которых располагались в центральной части, а две в боковых частях. От боковых арок расходились два ряда крытых галерей, обрамлявших дорогу, а также одна галерея, перпендикулярная им, по направлению к Ротонде. До настоящего времени сохранилась только часть западной стены длиной около 29 метров. Ранее под центральной аркой проходила улица Эгнатия (Via Egnatia), по которой в начале XX века двигалась конка, а затем трамвай. Сохранившаяся боковая арка была застроена домами. В настоящее время арка полностью раскрыта от поздних пристроек, а часть улицы, на которой она расположена, сделана пешеходной. В качестве краткого обиходного названия арки современные греки используют слово Камара (греч. Καμάρα - арка).

Скульптурные композиции

Колонны центральной арки облицованы каменными барельефами, расположенными в четыре пояса друг над другом. Пояса разделяются гирляндами из цветов и листьев. Над четвёртым (верхним) поясом имеется карниз, которым заканчивается скульптурное украшение арки. Под карнизом находится барельеф из ромашек. Барельефы, изображающие сцены из персидского похода Галерия, относятся к образцам позднеримского искусства. На них без каких-либо промежутков изображено множество фигур, порой с явными анатомическими неточностями и нарушением пропорций (например, лошади изображены заметно меньшего размера, чем люди…

Арка и гробница Галерия (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Грецию
  • Туры на Новый год по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Арка и гробница Галерия (из-за архитектурных особенностей гробницу часто называют ротондой), украшающие один из районов Салоников , относятся к погребальному комплексу римского монарха Гая Галерия, правившего на рубеже 3-4 веков. На фоне современных зданий эти древние сооружения смотрятся просто невероятно и привлекают внимание жителей и гостей города. О том, для каких целей служили строения, исследователи спорят по сей день, но большинство считают, что комплекс был резиденцией императора.

Согласно историческим данным, арку воздвигли в 299 г., когда Галерий, бывший в то время тетрархом, завоевал Сасанидское царство. Арка была самостоятельной постройкой, но посредством галерей она соединялась с дворцом и мавзолеем, тем самым образуя большой комплекс.

Ротонду соорудили в 306 г. На тему ее предназначения есть несколько гипотез: она могла использоваться для официальных приемов, служить гробницей императора или выполнять функции храма.

К 5 веку из мавзолея сделали христианскую церковь, внеся изменения в его конструкцию - добавили купол, апсиду и нартекс - элементы, традиционные для христианской культуры. А пришедшие позже турки переделали здание в мечеть и пристроили к нему минарет, дошедший и до нашего времени.

Статус церкви сооружению вернули лишь в 20 веке. Также здесь открыли Музей христианского искусства. Сегодня арка и ротонда признаны главными городскими достопримечательностями и состоят в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Что посмотреть

В первую очередь стоит отметить архитектурные особенности построек. Арку составляли две части, соединенные кровлей, увенчанной продолговатым куполом на 4 колоннах. Однако сейчас от величественного строения остался только элемент западной стены длиной в 29 м. В начале 20 века под аркой проходили трамвайные линии, но в данный момент зона рассчитана на пешеходов. Прогуливаясь здесь, можно увидеть древние барельефы на колоннах, изображающие сцены из персидского похода Галерия.

Облик ротонды свидетельствует об ее отношении к мемориальным сооружениям позднеантичного периода. Толщина стен достигает 6 м, а венчает ее купол диаметром в 24,5 м. Стены купола и его верхнюю часть покрывает изысканная мозаика. Внутри помещения внимание привлекают части многовековых портретов, но более всего выделяется фреска Вознесения 9 века.

Жители Греции гордятся своими памятниками истории и культуры и тщательно оберегают их. Сейчас в ротонде проводятся богослужения и отмечаются значимые праздники.

Практическая информация

Как добраться: Доехать можно с транспортной станции Салоников KTEL Makedonia на автобусах №№ 8, 12, 31, 45 и 78, из аэропорта на автобусе № 78 и из центра города на автобусах №№ 02, 02А, 17, 24, 27 и 31. Выходить нужно на остановке Arch of Galeruis. Арка стоит возле дороги, от нее ведет аллея к ротонде. Вход на территорию бесплатный.

Арка и гробница Галерия — это часть сохранившегося в городе Салоники погребального (или дворцового по другой версии) комплекса для римского императора Галерия. Это место появилось, в конце III — начале IV столетий. Гробница в V веке стала христианской церковью во имя Георгия Победоносца, получив второе название — Ротонда святого Георгия. С 1590 года гробницу использовали в качестве мечети, а после возвращения сооружения обратно церкви в 1912 году, здесь был открыт музей христианского искусства. С тех пор богослужения тут совершаются исключительно по великим праздникам.
В 1988 году арка и гробница Галерия в составе раннехристианских и византийских памятников города были включены в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Арка Галерия

Триумфальную арку построили в 298—299 годах, чествуя тем самым победу тетрарха Галерия в 298 году над Сасанидским царством и захват столицы Ктесифона. Арка соединялась с галереями, которые вели к мавзолею и дворцу.
Для возведения комплекса использовался кирпич. В ее основе - четырёхфасадный план, подобный плану арки Януса в Риме. Изначально она состояла из двух отдельных стен, соединённых кровлей. Венчал ее продолговатый купол на четырёх колоннах. Длина каждой стены - примерно 37 метров, толщина - около 4 метров. Стены находились на расстоянии 9 метров друг от друга, в них три отверстия, украшенные арками. Центральная арка имела 9,7 метров ширины, боковые - по 4,85 метра. В высоту центральная арка достигала 12,5 метров, а боковые арки по 6,5 метров. Сооружение арки и гробницы Галерия поддерживали колонны, четыре из которых находились в центральной части, еще две по бокам. От боковых арок шли ряды крытых галерей, обрамлявшие дорогу.
До наших дней сохранилась часть западной стены, длина которой 29 метров. Раньше под центральной аркой шла улица Эгнатия. Сегодня арка полностью раскрыта от пристроек, часть улицы, на которой она стоит, теперь пешеходная.

Скульптурные композиции

Колонны центральной арки оформлены каменными барельефами. Они располагаются друг над другом в четыре пояса, разделенные гирляндами из цветов и листьев. Над верхним поясом карниз, заканчивающий скульптурное украшение арки и гробницы Галерия. Под карнизом - барельеф из ромашек.
Барельефы изображают сцены из персидского похода Галерия - это образцы позднеримского искусства. На них изображено множество фигур с явными анатомическими неточностями и нарушением пропорций, фигуры же лишены движений. Это было характерно для произведений греческого и эллинистического периодов. Сохранившиеся надписи на арке позволяет предположить, что этот артефакт был выполнен греческими мастерами. Арка и гробница Галерия относятся к распространённому в те годы стилю исторических композиций.

Для многих Греция, Афины - это что-то мифическое, где-то даже сказочное. Это и, безусловно, так как эта земля древняя. Достопримечательности Греции - живые свидетели достижений культуры человечества до нашей эры и современных художников. Акрополь, Парфенон, храм Зевса Олимпийского, мраморный стадион – все это из Греции. Как будто из учебника истории в школе. Увидеть все это великолепие своими глазами – мечта многих. Изумительными золотыми и черными пляжами, великолепием памятников античной и средневековой культуры, чистейшим морем отличается Греция.

Только вторым по величине является город и порт Греции – Салоники. Здесь средневековые монументы подтверждают славу и великое процветание города много веков подряд. Да и сегодня это крупный мегаполис и центр промышленности государства. Среди достопримечательностей Салоник: и датированный 15 веком символ города - Белая башня , и один из самых больших в стране храм Святого Димитрия, и старый район города с узкими улицами, и Ротонда, и византийские Крепостные Стены, и триумфальная арка Галерия с рельефными изображениями грандиозных битв. Город богат духовной и культурной жизнью: археологические раскопки и выставки, музеи и театры.

Сооружения императора Галерия

От римского периода в городе сохранились триумфальная арка и гробница Галерия. Названа она так, потому что строилась в честь победы над Сасанидским царством по приказу императора Галерия примерно в конце 3 – начале 4 веков. Арка соединялась при помощи галерей с возведенными в это же время мавзолеем и дворцом, тоже выполненными из кирпича. Сцены победоносного военного похода императора изображены на каменных барельефах колонны центральной арки. Эти барельефы расположены в четыре яруса. Мавзолей так и не стал усыпальницей Галерия: в 5 веке был преобразован в христианскую церковь Святого Георгия. Или как ее называют Ротонду Святого Георгия.

При этом архитектуру здания изменили:

  • возвели купол;
  • пристроили апсиду с юго-восточной стороны;
  • пристроили нартекс с западной стороны;
  • стены задекорировали арками, мрамором, карнизами, пилястрами;
  • интерьер отделали великолепными мозаиками.

После покорения Салоник турками церковь преобразовали в мечеть. К зданию был пристроен минарет. Лишь в 1912 году Ротонда была возвращена христианам. Сейчас здесь Музей христианского искусства. Богослужения в этой церкви совершаются в дни великих праздников.