Панорамная головка 20 часть 1 чертежи. Панорамная головка

Для качественной съемки панорам в стесненных условиях, интерьерных панорам, бокерам, сферических панорам . Начинающие панорамщики нередко осваивают с самодельными головками из фанеры. Моя первая панорамная головка была также сделана из фанеры под один комплект камера-объектив. Но рано или поздно наступает помент, когда хочется чего-то большего. У меня этот момент наступил 5 лет назад, тогда я приобрел панорамную головку Сфера-69, и со своими обязанностями она справлялась нормально, пока однажды пластик не треснул (от удара). А мне предстояла съемка панорам на . Выкрутился, перемотав головку изолентой. Однако, сразу после этого заказал Орбиту . С тех пор с её помощью мною снято множество , некоторые из которых есть на этом сайте.

ПГ Орбита, общий вид головки

Вот уже три года я делаю сферические панорамы с помощью панорамной головки NP Orbita, и за это время у меня скопился достаточно богатый багаж знаний о ней и об особенностях её эксплуатации. Кроме того, недавно разработчик Орбиты Александр Никитин предоставил мне наиболее свежую версию головки, и у меня наконец-то дозрела идея написания этого обзора.

Я очень долго мучился с выбором этого незаменимого и необходимого для меня инструмента, но сейчас, спустя три года, мне очень сложно понять, что же мне тогда было непонятно. Да и, честно говоря, перед написанием этого материала я продолжал думать, что есть какие-то иные решения, чем то, к которому я пришёл. А когда задался целью разобраться в сравнении объективно, оказалось, что всё очень просто. Я остановился на Орбите, и уверен, что она останется у меня еще очень надолго. Когда созрею купить что-то намного круче, Орбиту оставлю в качестве второй головы.

Несколько слов об Орбите

При создании панорамной головки Орбита Александр, скорее всего, отталкивался от конструкции головки Nodal Ninja 4/5, которая зарекомендовала себя за годы службы у панорамщиков всего мира, но цена ее была и остается не столь дружественной по отношению к нашему брату.

Nodal Ninja 4, общий вид

Поэтому идея Орбиты витала в воздухе уже довольно давно, и вот наконец нашелся человек, который ее воплотил.

  • Сайт ПГ Орбита: nodalpoint.ru
  • Группа ПГ Орбита в контакте: Сферические панорамные головки NP Orbita, Basic

Прежде всего, поговорим о главном.

Цена ПГ Орбита, или главная причина не купить ниндзю

Цена ПГ Орбита — 8000 рублей, а ближайший западный аналог Nodal Ninja 4 стоит 315 долларов, или по текущему курсу почти 17000 рублей, не считая доставки в Россию. Если учесть, что эксплуатационные характеристики головок очень похожи, покупка NN4 видится мне нецелесообразной.

Упаковка панорамной головки

Головка поставляется в тканевом мешочке с завязками, в комплекте идет также шестигранник для настройки ротатора и резбовой переходник 1/4-3/8 для крепления панорамной головки к стандартной штативной площадке. Радует, что для переноски в мешочке головку не нужно разбирать.


ПГ Орбита в собранном виде. В комплекте идет шестигранник и переходник для крепления к штативу.
А так выглядит Орбита, будучи упакованной в родной мешочек.

Конструкция головки Орбита

Все элементы головки, испытывающую нагрузку, изготовлены из алюминиевого сплава. В горизонтальном и вертикальном поворотных узлах также используются элементы из стали, фторопласта, латуни.


В головках используется алюминий марки АМГ, более мягкий чем 6061 или дюраль, и, как следствие, при экстремальных нагрузках детали головки все-таки могут погнуться (но сломаться — вряд ли).

Так, мне уже однажды пришлось заказать у Александра новую горизонтальную направляющую, так как моя погнулась от очень неосторожного использования (положил штатив с установленной на него панорамной головкой в багажник машины и привалил сверху тяжелыми вещами).

С авиационным алюминием 6061, скорее всего, подобного не случилось бы (если бы не сломался). Однако, относить мягкость металла к недостаткам было бы некорректно: те же Nodal Ninja 3-4-5 выполнены также из вполне обычного алюминия, а вот благородные твердые сплавы начинаются с моделей постарше — Nodal Ninja Ultimate M Series, а это совсем другие деньги.

Покраска головки

Орбита окрашена порошковой краской высокого качества. За 2,5 года нещадного, безжалостного использования у нее потерлись углы, но в целом изделие держится очень достойно. Справедливости ради замечу, что в моем режиме эксплуатации потертый вид имеет все, даже камеры и объективы.

На горизонтальную и вертикальную направляющие нанесены миллиметровые шкалы, которые позволяют настраивать головку для разных камер, не прибегая каждый раз к процедуре поиска нодальной точки. Шкалы нанесены не краской, а методом гравировки, благодаря этому шкалы практически не подвержены истиранию. На следующей фотографии отчетливо видно гравировку, нажмите чтобы увеличить:


Алюминий окрашен порошковой краской, все надписи нанесены методом гравировки. Откройте увеличенное изображение, чтобы увидеть гравировку.

Ротаторы

Горизонтальный ротатор Орбиты позволяет настроить головку на 6, 8, 10 или 12 щелчков. Соответственно, это 60, 45, 36 и 30 градусов, что подойдет большинству.


Разметка горизонтального ротатора ПГ Орбита

Но вы также можете купить отдельно шайбу , которая позволит установить 3 или 4 щелчка (120 и 90 градусов). Правда, лично я не вижу в этом необходимости. Для съемки «быстрых» панорам я использую 10мм фишай на полнокадровой камере, и делаю 4 кадра по кругу. Ротатор при этом установлен в положение 8 щелчков, и при повороте головки я просто пропускаю каждую вторую отсечку. Это совершенно не добавляет хлопот. Напротив, мне нравится, что можно, не вращая штатив, более удачно выбрать стартовое направление съемки. Фотография шайбы ротатора есть чуть выше.


Горизонтальный ротатор головки

Вертикальный ротатор

Вертикальный ротатор, отвечающий за наклон камеры к горизонту, щелчковых отсечек не имеет. С одной стороны, это недостаток, но с другой при съемке панорамы с использованием широкоугольного объектива потребуется перестройка ротатора только 1-2 раза, а при съемки фишай объективом может не потребоваться вообще, кроме того, перестановка угла наклона камеры не требует большой точности, т.к. она определяет перекрытие между рядами, и если оно будет не 25%, а 20%, на конечный результат это практически не повлияет.


Вид на вертикальный ротатор с установленным Nikon d600 и объективом Samyang 14 2,8

Таким образом, создание щелчкового вертикального ротатора значительно увеличит стоимость головки, при этом не дав значительного улучшения функционала головы. Поэтому я согласен с Александром, что на текущем этапе усовершенствование ротатора не целесообразно. Достаточно при съемке поворачивать камеру в правильную сторону (чтобы вертикальная направляющая находилась справа от камеры), и проблем не будет: верхнее плечо головки самозатягивается под весом камеры, предотвращая случайное «сползание» фотоаппарата. Есть еще одна особенность : порой вертикальный ротатор сильно затягивается, и чтобы его открутить, удобнее повернуть рукой саму направляющую, а не крутить барашек.


Вертикальный ротатор головки самозатягивается в таком положении, сползание исключено.

На ротаторы нанесены шкалы градусов . Шкала нижнего ротатора может не идеально совпадать со стрелкой-указателем при щелчках, проблема лечится шестигранником за 5 минут.


Шкала ротатора может не идеально совпадать, проблема лечится шестигранником. Но я никогда не парился такими мелочами: шарик в ротаторе надежно фиксирует головку при повороте, и дополнительно сверяться со шкалой нет нужды.

Отличия старых и новых ротаторов

Шкала верхнего ротатора в моей старой Орбите «ошибается» градуса на полтора, в новой головке все нормально (эту проблему можно также довольно легко решить, ослабив крепление детали со шкалой и повернув на нужный угол).

У старой панорамной головки ротатор работает несколько невнятно, а у новой щелчки очень четкие, однозначные и понятные, при этом люфта практически нет. Это связано с общим улучшением качества изготовления деталей головки (практически все детали изготавливаются на станках чпу), благодаря чему в поворотных узлах практически отсутствуют люфты.

Положение шарика регулируется с помощью идущего в комплекте шестигранника, так что вы можете настроить головку на любую жесткость фиксации. Без фанатизма, разумеется.


Шарик, отвечающий за фиксацию горизонтального ротатора
Регулировка шарика идущим в комплекте шестигранником

В старом ротаторе установлен насыпной подшипник, который не препятствует люфту и раскручиванию головки, поэтому вести съемку, вращая голову против часовой стрелки, неудобно: приходится иногда подтягивать ротатор. В новой версии в верхней части ротатора стоит промышленный подшипник, который препятствует люфту и раскручиванию. Также данная конструкция удобна при разборке ротатора для смены шага или технологического осмотра или чистки — верхняя гайка, в которой раньше было четыре детали, и при разборке можно было легко потерять одну из них, сейчас выполнена единым неразборным элементом.


Латунная шайба, гайка с подшипником, фторопластовая вкладка, шарик
Разобранный горизонтальный ротатор ПГ Орбита

Узлы крепления головки

Крепление к штативу

Головка крепится к любому современному штативу посредством резьбы 3/8. Вы также можете прикрутить к ней стандартную штативную площадку с резьбой 1/4, используя переходник 1/4-3/4, который идет в комплекте с головкой. Здесь есть одна особенность: поскольку нижняя часть ротатора головки гладкая, некоторые штативные площадки могут самопроизвольно выкручиваться. Чтобы этого не произошло, я использую штативную площадку с резиновыми вставками и затягиваю ее шестигранником. Монетки может оказаться недостаточно.


Орбита установлена на недорогую шаровую голову Benro

Кроме того, при съемке лучше всего вращать головку по часовой стрелке — так она точно не открутится в неподходящий момент. На это же указывает и стрелка на крутилке ротатора

Установка камеры на направляющую

По умолчанию камера крепится к специальному L-образному башмаку, имеющему резиновое покрытие в месте установки камеры. При этом сам башмак фиксируется на направляющей при помощи болта с барашком (закручивается руками) и остается в этом положении.


Слева направо: болт крепления камеры к площадке, барашек крепления самой площадки, шестигранник регулировочного упора

Вот к этому болту с барашком у меня есть претензии: когда я пользовался им, болт этот приходилось затягивать плоскогубцами, иначе с тяжелыми объективами камера могла немного поворачиваться вместе с башмаком. Конечно, для большинства ситуаций погрешность в один градус — несущественная, но для идеальной склейки пола лучше иметь идеально настроенную головку.


Так выглядит крепление камеры, для примера установлен Nikon d600
L-образный башмак Орбиты
Башмак панорамной головки. Он подходит для уверенной фиксации угла почти всех камер, но вот к моему Nikon d600 не подошел. Как бы я ни старался установить камеру на башмак, идеального контакта с этим отогнутым краем не получалось. А всему виной не прямоугольная форма нижней части корпуса моего фотоаппарата: она попросту не прижимается к этому углу.

Что касается настройки головки под вашу камеру — головка фиксируется специальными упорами под шестигранник, по ним вы всегда сможете точно и быстро собрать головку, даже если разобрали ее для транспортировки. Лично я никогда не разбираю головку, а настройки для каждого объектива помню, поэтому упорами я не пользуюсь: нижний откручен и лежит отдельно, верхний зафиксирован в бесполезном положении.


Регулировка панорамной головки — упор под шестигранник

Чтобы установить камеру, нужно прикрутить ее болтом, сделанным под отвертку или под монетку. Прорезь имеет размер 2 мм и подходит под любую монету номиналом до 5 руб.


Площадка для крепления камеры к панорамной голове. Посреди — тот самый болт под монетку. Камера крепится к нему монеткой без проблем, если выкручен барашек (справа), но поскольку я предпочитаю хранить головку в настроенном виде, мне приходилось пользоваться отверткой: барашек я не откручивал никогда, а когда площадка установлена, болт крепления камеры утоплен в прорезь направляющей, вдобавок ему мешает барашек и достать его монеткой нельзя. Но позже я решил для себя эту проблему.

Наиболее быстрое и оптимальное решение

Впоследствии я прикрутил к стандартной L-образной площадке быстросъемную площадку стандарта Arca Swiss . У этого решения, помимо удобства снятия и установки, есть еще одно немаловажное преимущество: Arca Swiss — весьма распространенный стандарт, который поддерживают фирмы Manfrotto, Benro, Gitzo, Slik и другие уважающие себя производители штативов, головок и другого оборудования. Также я приобрел несколько штативных площадок этого стандарта и прикрутил их:

  • К ротатору головки
  • К основной камере
  • К запасной камере
  • К штативной лапе телеобъектива

Разумеется, на штативах также установлены головки Arca Swiss. В итоге удобство использования панорамного комплекта возросло многократно. Во-первых, не нужно таскать отвертку. Во-вторых, если необходимо перейти от панорамной съемки к обычной, достаточно отсоединить камеру от Орбиты, Орбиту от шаровой головки, после чего панорамная голова откладывается в сторону, а камера легко и быстро закрепляется на шаровой голове. Раньше мне приходилось совершать при подобной рокировке намного больше действий и тратить непомерно много времени.

Конечно, конструкция получилась несколько громоздкая. Но в моем случае другого решения не было: мою быстросъемную площадку невозможно установить без дополнительного утолщения, т.к. мешает крутилка. А установить площадку под углом 90 градусов для меня не представляется возможным, т.к. для удобства эксплуатации на камере установлена площадка Arca Swiss, сделанная специально под нее для достижения идеального угла в 90 градусов. Минус такого решения в том, что увеличивается расстояние камеры от вертикальной направляющей, и горизонтальной регулировки головке может не хватить. В моем случае при использовании тушки Nikon d600 вертикальная направляющая сдвинута по горизонтальной до упора.


Однако, если ваша камера не проходит по размеру (или используете батарейный блок), вы можете заказать увеличенную нижнюю направляющую.

Также быстросъемный адаптер можно установить на головку с помощью дополнительного универсального переходника . Он крепится к адаптеру любого типа (Arca Swiss, Monfrotto и и.д), имеет выступ для установки в паз направляющей и резьбовое отверстие для крепления стандартного винта.

Жесткость

Заявленная максимальная нагрузка на головку — 2,5 кг. Я устанавливал на нее комплект из тушки (770 грамм) и телеобъектива (1 кг), и полученную конструкцию не могу назвать жесткой: головка немного скручивается и ощутимо вибрирует.

То же самое происходит, когда на камеру установлена вспышка Nikkor SB910 (0,5 кг с аккумуляторами).

Тем не менее, такой режим эксплуатации нельзя назвать стандартным. Уверен, что при такой же суммарной массе, но с более компактным объективом и без вспышки, головка покажет себя значительно лучше. Все-таки габаритные «надстройки» ощутимо скручивают ее.

Со всеми стандартными фишаями и широкоугольными объективами головка ведет себя хорошо и нареканий не вызывает. Вибрации есть, но в пределах разумного. Очень сильно они зависят от качества штатива и шаровой головки. Хороший штатив, мощная шаровая головка (с шаром не менее 42 мм), отсутствие лишних утяжелитей типа накамерной вспышки, — вот те факторы, которые помогают минимизировать вибрацию. Но чудес не бывает, поэтому от пульта ДУ отказываться не стоит.

Реальная эксплуатация головки

Если вы пользуетесь головкой от случая к случаю , либо снимаете только сферические панорамы (никаких фотографий), то панорамная головка Орбита содержит в себе все необходимое для ваших нужд.

Для регулярной комфортной эксплуатации я бы рекомендовал последовать моему примеру: помимо Орбиты, приобрести шаровую головку, быстросъемную площадку и несколько штативных площадок стандарта Arca Swiss. Это сэкономит вам много времени и сил при переходе от одного вида съемки к другому.

Устойчивость к грязи у Орбиты на высоком уровне. Если про Nodal Ninja 4 говорят, что ее верхний ротатор очень прихотлив и требует постоянной чистки, то про Орбиту ничего подобного сказать нельзя: за 2,5 года я ни разу не чистил и не смазывал внутренности своей Орбиты, и характер ее работы нисколько не поменялся. Там попросту нечему забиваться и клинить, все предельно просто.

Щелчки достаточно четкие и великолепно ощущаются рукой даже в условиях сильного шума, тряски и т.д. Со Сферой мне приходилось в шумных условиях постоянно смотреть на шкалу, т.к. щелчок был настолько слабый, что рукой не ощущался. Дополнение от 2016 года. Со слов разработчиков Сферы, проблемы с ротатором больше нет: теперь щелчки чёткие и уверенные.

В кадре головка занимает немного места, смотрите примеры.


Надир без ретуширования, съемка циркулярным фишаем в 4 кадра

Выводы

На российском рынке альтернатив Орбите почти нет. Если вы снимаете панорамы не часто, для себя, или просто хотите экспериментов, можно купить Сферу-69, т.к. она дешевле. Но для более серьезной работы я бы советовал брать Орбиту. Ну а если ваш месячный доход от панорам превышает 50 тысяч рублей, не раздумывая идите в сторону Nodal Nonja. Для новичка Nodal Ninja — слишком дорогая, к тому же наличие множества ротаторов не дает сколь-нибудь значимых преимуществ на этом этапе (а цену увеличивает).

Недостатки есть:

  • Слабый алюминий (но у NN3-NN5 он не лучше, а цена отличается). Существенно лучше алюминий в профессиональной линейке Nodal Ninja
  • Отсутствие трещетки в верхнем ротаторе
  • Неудобное крепление камеры под отвертку
  • Неточное позиционирование шкалы нижнего ротатора относительно указателя, нанесенного краской на горизонтальную направляющую (исправляется шестигранником за пять минут, я предпочел вовсе не заморачиваться)
  • Уроки по созданию виртуальных туров

Оборудования.

НАШЕЛ СВОЕГО ХОЗЯИНА

Характеристики:

  • Размеры (без треноги и противовеса): 4270×300х410 мм.
  • Длина стрелы: от 600 до 2700 мм.
  • Вес (без треноги и противовеса): 9,5 кг.
  • Материал: алюминий, сталь
  • Макс. Нагрузка: тестировался с Canon 5D (с объективом) -1,3 кг.
  • Доп. Возможности: поворотная площадка, разборный

В данной статье будет описано как сделать стрелу крана, с креплением к обычному штативу. При испытании крана (когда вылет стрелы большой) выяснилось, что обычный штатив не справляется с такой нагрузкой. Так что подходящая тренога, сейчас в разработке. Еще хотелось бы подметить, что если Вы не будете использовать follow-фокус, тот который у меня, то можно упростить конструкцию, убрав площадку на конце крана, прикрепив в местно нее головку от дешевого фото штатива (этого будет достаточно, так как плавность движения головки не важна, главное чтобы удерживалась Ваша камера в нужном положении). И еще! На данный момент разрабатывается еще одна стрела, она будет меньше по размерам, но надеюсь, плавнее, легче и удобней в использовании. Все таки у данной конструкции есть много минусов. После того как прочтете статью, все осмыслите, что-нибудь придумаете лучше, пишите комменты, обсудим. Начало здесь заложено.

Вроде бы все. Если решили, то можно идти за материалами.

Материалы:

Условно разделим наш кран на три звена. 1-е (то, что крепится к треноге). 2-е (то, к чему будет крепиться камера). 3-е (это звено соединяет 1 и 2). Трубы лучше нарезать в размер при покупке. Внимание! Стенки у труб должны быть толщиной 2мм.

1-е звено:

  • Труба: 30×30-200мм. -2шт.
  • Труба: 30×30-300мм. -2шт.
  • Труба: 30×30-100мм. -1шт.
  • Шпилька: М6-100мм. -6шт.
  • Шпилька: М6-90мм. -4шт.
  • Шпилька: М8-180мм. -2шт.
  • Гайки: М6-20шт.
  • Гайки: М8-10шт.
  • Колеса (роликовые): 4шт.

2-е звено:

  • Труба: 25×25-300мм. -1шт.
  • Труба: 30×30-200мм. -2шт.
  • Труба: 30×30-73мм. -1шт.
  • Труба: 25×25-200мм. -2шт.
  • Болты: М6-60мм. -6шт.
  • Шпилька: М6-85мм. -4шт.
  • Болты: М8-80мм. -1шт.
  • Шпилька: М8-120мм. -2шт.
  • Гайки: М6-14шт.
  • Гайки: М8-9шт.
  • Колеса (роликовые): 2шт.

3-е звено:

  • Труба: 30×30-1000мм. -4шт.
  • Труба: 25×25-1500мм. -3шт.
  • Труба: 25×25-1000мм. -1шт.
  • Труба: 25×25-110мм. -5шт.
  • Труба: 25×25-250мм. -1шт.
  • Болты: М8-20шт.
  • Гайки: М8-20шт.

Шпильки проще всего нарезать самому. Приобретите в строительном шпильки размером М8 и М6. Не помню какой длины. Сложите все длины используемых шпилек и узнаете. Мозг напрягать полезно Все закупили? Отлично! Поехали!

Первым делом нарежем заготовки труб. Трубы лучше нарезать в размер при покупке, это стоит того. Во-первых, разрезы будут ровными и сэкономите массу времени и нервов. Да и вообще Вам просто останется только насверлить кучу отверстий и собрать. Если же Вы решили сами немного поработать ножевкой, то вперед, размечайте, распиливайте и обтачивайте. Если у Вас все нарезано в нужный размер, то возьмите напильник и спилите заусенцы и острые края.

Начнем с 3-го звена:

Приступим к разметке и сверлению отверстий. В данной конструкции их очень много. Для удобства приобретите штангельциркуль, линейкой очень сложно и гораздо дольше делается разметка. Приготовьте материалы для 3-го звена.

Здесь неважно через какое расстояние сверлить отверстия, главное, чтобы они были через одно и тоже расстояние во всех трубах данного звена. У меня оно равно 200мм. Если у Вас есть устройство для крепления дрели и сверления четко под прямым углом, то можно делать сквозные отверстия. Если устройства нет, то придется размечать и сверлить со всех сторон, по очереди, так как вручную точно не получится, и при сборке отверстия не совпадут. И так, для начала четко разметим центральные оси труб. Для этого настройте штангель на половину размера от ширины трубы. И прочертите оси со всех четырех сторон всех труб, данного звена. Я сознательно не пишу размеры, чтобы Вы включали мозг, возможно, Ваши трубы чуть отличаются по размеру, а мои цифры будут сбивать с толку. Будьте внимательны, это должно быть очень точно.

Теперь настроим штангель на расстояние между будущими отверстиями (напомню, у меня оно равно 200мм.). Разметим сначала каждую трубу с двух противоположных сторон по всей длине, чтобы получить сквозные отверстия. Главное, после сверления эти отверстия должны находиться четко друг против друга. Перевернем трубу на 90 градусов и разметим еще ряд отверстий через такое же расстояние. Первое отверстие должно находиться, как бы, между отверстиями сделанными на той стороне трубы. Если разметка готова, то возьмите керн и сделайте углубления для сверла. Отлично! Теперь берем дрель и начинаем сверлить до диаметра 8,5мм. Начинайте сверлом меньшего диаметра, постепенно увеличивая (4мм-6мм-8,5мм), таким образом, получите отверстие круглой формы. В итоге у Вас должны получиться трубы с отверстиями со всех сторон. Вкладывая одну трубу в другую (как телескопическая удочка), отверстия должны совпадать, для того чтобы можно было их скрепить в нужном нам месте и иметь возможность менять длину вылета стрелы. И еще, возьмите трубы 25×25-110мм. и 25×25-250мм., просверлите отверстия на расстоянии 80 мм. друг от друга (важно) -это будут перекладины для жесткости конструкции стрелы. Если все так, то Вы, супер! Можем продолжить.

Звено 1-е:

Данное звено нашей конструкции, это основа, которая крепиться к треноге. Здесь тоже нужно сделать все точно. Приготовьте материалы для этого звена.

Для начала подготовим колеса. Они будут выполнять важную роль, обеспечивать плавность хода и держать основную нагрузку. Возьмите колеса, причем все которые у Вас есть для этого крана, и просверлите по два сквозных отверстия диаметром 6мм., для крепления к трубе. Во всех колесах отверстия должны быть одинаковые и находиться на одном и том же расстоянии относительно центра колеса. На фото видно как это должно выглядеть в сборе. Далее возьмите болт М8 или шпильку М8 и прикрутите к трубе 30×30мм. с каждой стороны по колесу (т.е. на один болт, сначала одеваете колесо, следом трубу, потом второе колесо). Закрепите гайками. Теперь по просверленным отверстиям в колесах разметьте будущие отверстия в трубе, с обеих сторон. Разберите конструкцию и просверлите отверстия диаметром 6мм. Теперь возьмите сверло диаметром 12мм и рассверлите центральные отверстия, те через которые только что крепили колеса. Проделайте тоже самое со второй трубой.

Лучше 10 раз все отмерить и потом только просверлить.

Далее возьмите шпильки или болты на М6 и прикрутите колеса к трубам (эти болты должны пройти сквозь трубу и оба колеса). Теперь нам нужны 2 шпильки М8. Вставьте шпильки в центральные отверстия колес и скрепите с обеих сторон гайками. А теперь внимание! Далее нужно сделать все очень точно. Берем трубы 30×30-200мм. Размечем центральные оси, как мы делали раньше, с противоположных сторон. Далее отмеряем от края трубы 40мм., и следом отступаем еще 80мм. На обеих трубах. С обеих сторон. Проверьте, длины труб, именно эту пару, должны быть равны (до миллиметра). Если они чуть отличаются, то решите где будет низ ваших труб (относительно треноги) и мерьте оттуда. Просверлите отверстия диаметром 8,2мм., а можно даже и 8мм. Если все готово? То поехали дальше!

Как собрать между собой все трубы нет особой технологии, единственное, что можно сказать, делайте все постепенно, разметили и просверлили в одной трубе, по сделанным отверстиям, разметили и просверлили в следующей (по месту). Соберите всю конструкцию. Используя шпильки и гайки. Основа готова. Осталась одна мелочь. Приложите площадку от Вашего штатива к низу основы и разметьте, а следом и просверлите пару отверстий. Если будет, нужно, то и площадку можно доработать, просверлив в ней отверстия, в нужном Вам месте. Забыл подметить, в материалах, Вам нужны болты и гайки, чтобы прикрепить площадку к основе (все зависит от площадки).

Звено 2-е:

Данное звено это поворотная площадка, для крепления камеры. Выше я писал, что может быть такая конструкция Вам не нужна. Если все же решили, то вперед.

Для этого приготовьте материалы к этому звену.

Здесь, делаем, так же как и с основой. Единственное, нужно просверлить отверстия в трубах 30×30-200мм., через такое же расстояние, какое отмеряли при изготовлении основы (расстояние между осями колес). И есть еще маленькая хитрость, так как в данной конструкции, не колеса обжимают трубы, а наоборот трубы по обе стороны колес, Вам нужно рассверлить эти отверстия, после того как будут сделаны отверстия для крепления колес, до 14мм (можете расточить напильником, здесь форма не важна, главное чтобы ось свободно вращалась). Если все готово, то соберите все по образу и подобию, как на фото.

Как делать площадку можете посмотреть в разделе (follow-фокус). Вам только придется просверлить отверстия для оси и вставить шпильку.

Можете все собрать и установить на штатив или треногу, если Вы придумали как ее сделать J Еще раз скажу, даже профессиональный штатив плохо выдерживает большую нагрузку в динамике. Придумайте треногу, с вращающейся головкой J Вот и все! Пора на съемки!

Если есть вопросы, оставляйте комментарии. Спасибо за благодарности!

Этой весной компания Novoflex решила радикально расширить своё присутствие на российском рынке. Для нашего обзора мы выбрали два самых интересных и перспективных на рынке панорамных решения: это система VR-System PRO II и система VR-System SLANT.

Главное и принципиальное отличие панорамной головки – это возможность с помощью неё поворачивать и наклонять камеру вокруг нодальной точки объектива. Нодальная точка объектива – это точка в которой сходятся все лучи света, перед тем как разойтись далее. Как правило, нодальной точке ближе всего соответствует положение диафрагмы в объективе. Перемещая вокруг неё камеру при съёмке панорамы, мы исключаем возможность параллаксных искажений.

Для съёмки круговой панорамы достаточно сделать один ряд вертикальных или горизонтальных кадров.

Для съёмки большой и сферической (3D панорамы) уже не достаточно одного ряда кадров. Такие панорамы называются многорядными или мозаичными. Для съёмки такой панорамы панорамная головка должна обладать возможностью наклонять фотоаппарат, вверх-вниз. При такой съёмке нодальная точка должна находиться не только на оси центральной колонны штатива, но и совпадать с уровнем оси наклона фотоаппарата. Подробнее о практической съёмке панорам мы расскажем в будущих статьях.

Немного истории

Компания Novoflex начинает свою историю в послевоенной Германии. В 1948 году фотограф Карл Мюллер основал компанию, и уже в 1950 году им была зарегистрирована торговая марка “Novoflex”. В шестидесятых годах компания с успехом занималась разработкой и производством специальных мехов для таких камер как Contax и Hasselblad. Видимо, работа с такими именитыми брендами и позволила Novoflex поднять планку качества на недостижимый для многих компаний уровень. В 2006 году Novoflex создаёт свою первую систему для панорамной съёмки и в 2008 году дополняет её системой QuadroPod.

Первое знакомство

Система PRO II – это самая продвинутая панорамная система в линейке Novoflex , способная помочь фотографу в съёмке любых панорам, практически любой оптикой (до 300 мм) и любой камерой. PRO II в первую очередь рассчитана на профессионалов и состоятельных любителей панорамной съёмки.

Система SLANT – это специальная головка для быстрого создания сферических или 3D панорам. Причем скорость работы – это самая сильная сторона этой системы. Для создания 3D панорамы достаточно снять четыре кадра с помощью объектива рыбий глаз (fish-eye). Как видите камера закрепляется под углом 60 градусов, что заметно оптимизирует размер конструкции и даёт возможность пользоваться при съёмке моноподом.

Для теста мы предоставили оба комплекта профессиональному фотографу, президенту “Гильдии рекламных фотографов” Дмитрию Мухину. Дмитрию часто приходится снимать панорамные индустриальные пейзажи и интерьеры.

Мнение профессионала

Я обладаю достаточным опытом в съемке панорам интерьеров, пейзажей и индустриальной съёмке. В своей работе я уже несколько лет использую панорамную систему Manfrotto. С ней я и буду сравнивать систему Novoflex. Первое, что сразу бросается в глаза, это техническое исполнение данного девайса, каждая деталь которого выполнена с прецизионным качеством. Если кто-то скажет, что это не самое главное, я позволю себе с ним не согласиться. Очень большое значение для профессионала имеет уровень и класс используемой в работе аппаратуры. Очень часто по уровню используемой аппаратуры можно судить о квалификации и стоимости услуг профессионального фотографа. И ещё одна важная деталь: в панорамном оборудовании надо быть уверенным на все 100%, так как проверить результат возможно только после съёмки, когда вернуться и повторить кадр практически невозможно.

Конструктив

Система PRO II в разобранном виде достаточно компактна и не слишком тяжела (1,69 кг), что позволяет профессиональному фотографу включить её в обязательный выездной набор техники. Часто при сборах на выездную фотосъемку жестко стоит вопрос размеров и веса аппаратуры. Иногда приходится отказываться брать с собой какие-то составляющие в ущерб будущему качеству просто потому, что трудно донести.

На тесте панорамная система была дополнительно укомплектована компактным шаровым узлом Novoflex MagicBalance, что не могло не порадовать. Независимо от того, на какой поверхности установлен штатив: ровной, неровной или быть может даже под углом. Сам вращающийся узел легко выставить по уровню. У Manfrotto при выставлении уровня при окончательном зажиме фиксатора регулировка часто сбивается, с Novoflex этого не происходит. Делительная головка в PRO II имеет возможность автоматически отсчитывать углы по горизонтальной плоскости в 10, 15, 20, 24, 30, 36, 45 и 60 градусов. Переключаться между углами очень легко, нужно только повернуть колёсико управления в другое положение. И это ещё одно конструктивное отличие от Manfrotto.

Вот для сравнения как выглядят две профессиональные панорамные системы: Novoflex и Manfrotto.

С системой Manfrotto я работаю уже более пяти лет, и она меня никогда не подводила. PRO II на её фоне выглядит компактней и менее брутальной, посмотрим как она покажет себя в работе. Система SLANT удивительная вещь. Камера устанавливается с ее помощью под углом в 60 градусов, так что диагональ кадра становится перпендикулярна снимаемому сюжету. Это очень удобно при съемке сферических круговых панорам фишай-объективом, расстояние выноса оси объектива камеры становится короче, консоль меньше, и управляться в момент съемки с конструкцией гораздо легче.

Испытания

Для проверки обоих панорамных систем в полевых условиях я решил провести три съёмки в разных условиях. Первое - это пленэр “Музей усадьба Архангельское”, второе - это большого размера помещение “Музей техники Вадима Задорожного”, и очень небольшое камерное помещение - это “Галерея Валентина Рябова”.

Фотосъёмка в “Музее усадьбе Архангельское”

Конечно, зимой снимать панорамы в Архангельском дело не благодарное, весь знаменитый парк находится под снегом, а скульптуры упакованы в деревянные боксы. Но я ставил целью испытать Novoflex в условиях нашей холодной зимы. А вот с этим всё в порядке, на улице солнечная погода и минус 18 градусов. Я решил снять рядную панораму фасада “Большого дворца” с целью создания файла большого размера, пригодного для широкоформатной печати, и круговую панораму внутреннего дворика дворца для проверки точности всей системы при дальнейшей сборке. Делительная головка, плавно перемещаясь между углами съёмки, в то же время очень чётко фиксировала их, тем самым исключая пропуски кадров. Кто снимал панорамы, меня поймёт – начинаешь собирать картинку, а одного кадра из панорамы нет, просто пропустил и не заметил. Конечно, это ошибка фотографа, но с PRO II нужно очень постараться, чтобы пропустить кадр.

Хорошую проверку на морозоустойчивость получил и взятый мной для теста уникальный четырёхногий штатив QuadroPod. Объясню почему: QuadroPod в нашем случае был укомплектован карбоновыми ногами (существуют и другие комплектации), и нам настоятельно не рекомендовали работать с ним на морозе, мол вещь дорогая и может расколоться. Но ничего страшного не произошло, вся система отработала при низкой температуре без нареканий и поломок.

В комплекте с панорамной системой VR-System PRO II идет лицензионная копия профессиональной программы Panoramastudio 2 pro. Эта программа позволяет сшивать цилиндрические и сферические панорамы. И так как при съёмке я не совершил грубых ошибок, потребовалось всего несколько минут для выбора необходимых параметров создания и экспорта панорамы, а всё остальное программа сделала автоматически.

Примеры отснятых и собранных панорам:

Фотосъёмка в “Музее техники Вадима Задорожного”

Здесь решено было испытать систему Slant. Чтобы подготовить систему к работе, я снимаю одну ногу со штатива QuadroPod, тем самым получая монопод, и креплю на неё Slant. Далее закрепляю камеру и через минуту я готов к съёмке. Опишу вкратце, с какой оптикой производитель рекомендует использовать систему Slant:

Для камер с кроп-матрицей:

  • Sigma 4,5mm / 2,8 EX DC Fisheye HSM
  • Sigma 8mm / 3.5 EX DG Fisheye
  • Peleng 8mm / 3.5 Fisheye

Для камер с полнокадровой матрицей:

  • Tokina AT-X 10-17mm / 3.5-4.5 DX Fisheye
  • Sigma 10mm / 2.8 EX DC Fisheye HSM
  • Nikkor AF 10.5mm / 2.8 G ED DX Fisheye
  • Samyang 8mm / 3.5 Fisheye
  • Canon EF 8-15mm / 4 L USM Fisheye

Для создания сферической панорамы нужно отснять всего 4 кадра, приблизительно с интервалом в 90 градусов. Вся съёмка панорамы занимает около минуты и то только по тому, что некоторое время уходит на выравнивание камеры по уровню. Если заниматься этим не в первый раз, я думаю можно укладываться секунд в 30.

Отснятый материал я рекомендую собирать в программе PTgui . Это самая полная и распространённая программа для сборки панорам. Ещё замечу, что PTgui интуитивно понятная программа, и с ней можно разобраться без нудного чтения мануала.

Фотосъёмка в “Галерее Валентина Рябова”

В галерее я решил отснять сферическую панораму, но уже с системой PRO II. Нужно было добиться такого качества изображения, чтобы у зрителя была возможность рассмотреть и оценить для себя каждую картину в интерьере. Для этого с помощью панорамной головки я отснял 60 изображений, которые потом собрал в интерактивную панораму высокого качества. Так же отснял несколько многорядных панорам по 180 градусов, пригодных для качественной печати.

Все эти панорамы я собрал в программе PanoramaStudio 2 Pro, которая собрала их достаточно быстро и в автоматическом режиме.

QuadroPod

Ещё хочу чуть подробнее остановиться на удивительном продукте – четырёхногом штативе QuadroPod. На первый взгляд полнейшее безумие, но вы же понимаете, что немцы безумны только в порно. Его не так просто установить, так как приходится ставить три ноги и четвертую подгонять под поверхность. Так для чего же он нужен?

На самом деле четырехногий штатив необходим как раз для съёмки панорам. Дело в том, что четыре точки опоры дают такую же устойчивость, как у обычного штатива при меньшем радиусе расстановки ног, чем обычного треногова штатива. А соответственно, если ноги расставлены не широко, они не попадают в поле зрения камеры при съёмке сферической панорамы.

На иллюстрации ниже это наглядно показано:

Кроме того, у квадропода съёмные ноги, каждую из которых можно использовать в качестве монопода, а в комплектации Variabel оставшийся без ноги QuadroPod легко превращается в привычный треногий штатив.

Ориентировочные розничные цены в России: VR-System PRO II – 31200 рублей. VR-System SLANT – 10300 рублей.

Этой весной компания Novoflex решила радикально расширить своё присутствие на российском рынке. Для нашего обзора мы выбрали два самых интересных и перспективных на нашем рынке панорамных решения, это система VR-System PRO II и система VR-System SLANT.

Главное и принципиальное отличие панорамной головки — это возможность с помощью неё поворачивать и наклонять камеру вокруг нодальной точки объектива. Нодальная точка объектива — это точка в которой сходятся все лучи света, перед тем как разойтись далее. Как правило нодальной точке ближе всего соответствует положение диафрагмы в объективе, перемещая вокруг неё камеру при съёмке панорамы, мы исключаем возможность параллаксных искажений.

Для съёмки круговой панорамы достаточно сделать один ряд вертикальных или горизонтальных кадров.

Для съёмки большой и сферической (3D панорамы) уже не достаточно одного ряда кадров. Такие панорамы называются многорядными или мозаичными. Для съёмки такой панорамы панорамная головка должна обладать возможностью наклонять фотоаппарат, вверх-вниз. При такой съёмке нодальная точка должна находиться не только на оси центральной колонны штатива, но и совпадать с уровнем оси наклона фотоаппарата. Подробнее о практической съёмке панорам мы расскажем в будущих статьях.

Немного истории

Компания Novoflex начинает свою историю в послевоенной Германии. В 1948 году фотограф Карл Мюллер основал компанию и уже в 1950 году им была зарегистрирована торговая марка “Novoflex”. В шестидесятых годах компания с успехом занималась разработкой и производством специальных мехов для таких камер как Contax и Hasselblad. Видимо работа с такими именитыми брендами и позволила Novoflex поднять планку качества на недостижимый для многих компаний уровень. В 2006 году Novoflex создаёт свою первую систему для панорамной съёмки и в 2008 году дополняет её системой QuadroPod.

Первое знакомство

Система PRO II — это самая продвинутая панорамная система в линейке Novoflex, способная помочь фотографу в съёмке любых панорам, практически любой оптикой (до 300 мм) и любой камерой. PRO II в первую очередь рассчитана на профессионалов и состоятельных любителей панорамной съёмки.

Система SLANT — это специальная головка для быстрого создания сферических или 3D панорам. Причем скорость работы — это самая сильная сторона этой системы. Для создания 3D панорамы достаточно снять четыре кадра с помощью объектива рыбий глаз (fish-eye). Как видите камера закрепляется под углом 60 градусов, что заметно оптимизирует размер конструкции и даёт возможность пользоваться при съёмке моноподом.

Для теста мы предоставили оба комплекта профессиональному фотографу, президенту «Гильдии рекламных фотографов» Дмитрию Мухину. Дмитрию часто приходится снимать панорамные индустриальные пейзажи и интерьеры.

Мнение профессионала

Я обладаю достаточным опытом в съемке панорам интерьеров, пейзажей и индустриальной съёмке. В своей работе я уже несколько лет использую панорамную систему Manfrotto. С ней я и буду сравнивать систему Novoflex. Первое, что сразу бросается в глаза, это техническое исполнение данного девайса, каждая деталь которого выполнена с прецизионным качеством. Если кто-то скажет что это не самое главное, я позволю себе с ним не согласиться. Очень большое значение для профессионала имеет уровень и класс используемой в работе аппаратуры. Очень часто по уровню используемой аппаратуры можно судить о квалификации и стоимости услуг профессионального фотографа. И ещё одна важная деталь, в панорамном оборудовании надо быть уверенным на все 100% так как проверить результат возможно только после съёмки, когда вернуться и повторить кадр практически невозможно.

Конструктив

Система PRO II в разобранном виде достаточно компактна и не слишком тяжела (1,69 кг). Что позволяет профессиональному фотографу включить её в обязательный выездной набор техники.

Часто при сборах на выездную фотосъемку жестко стоит вопрос размеров и веса аппаратуры. Иногда приходится отказываться брать с собой какие-то составляющие в ущерб будущему качеству просто потому, что трудно донести.

На тесте панорамная система была дополнительно укомплектована компактным шаровым узлом «MagicBalance», что не могло не порадовать. Независимо от того на какой поверхности установлен штатив, ровной неровной или быть может даже под углом, сам вращающийся узел легко выставить по уровню. У Manfrotto при выставлении уровня, при окончательном зажиме фиксатора регулировка часто сбивается, с Novoflex этого не происходит. Делительная головка в PRO II имеет возможность автоматически отсчитывать углы по горизонтальной плоскости в 10,15,20,24,30,36,45 и 60 градусов. Переключаться между углами очень легко нужно только повернуть колёсико управления в другое положение, и это ещё одно конструктивное отличие от Manfrotto.

Вот для сравнения, как выглядят две профессиональные панорамные системы Novoflex и Manfrotto.

С системой Manfrotto я работаю уже более пяти лет и она меня никогда не подводила, PRO II на её фоне выглядит компактней и менее брутальной, посмотрим как она покажет себя в работе.

Система SLANT удивительная вещь. Камера устанавливается с ее помощью под углом в 60 градусов, так что диагональ кадра становится перпендикулярна снимаемому сюжету. Это очень удобно при съемке сферических круговых панорам фишай-объективом, расстояние выноса оси объектива камеры становится короче, консоль меньше и управляться в момент съемки с конструкцией гораздо легче.

Испытания

Для проверки обоих панорамных систем в полевых условиях я решил провести три съёмки в разных условиях. Первое это пленэр «Музей усадьба Архангельское», второе это большого размера помещение «Музей техники Вадима Задорожного» и очень небольшое камерное помещение это «Галерея Валентина Рябова».

Фотосъёмка в «Музее усадьбе Архангельское»

Конечно зимой снимать панорамы в Архангельском дело не благодарное, весь знаменитый парк находится под снегом, а скульптуры упакованы в деревянные боксы, но я ставил целью испытать Novoflex в условиях нашей холодной зимы. А вот с этим всё в порядке, на улице солнечная погода и минус 18 градусов.

Я решил снять рядную панораму фасада «Большого дворца», с целью создания файла большого размера пригодного для широкоформатной печати и круговую панораму внутреннего дворика дворца, для проверки точности всей системы при дальнейшей сборке. Делительная головка плавно перемещаясь между углами съёмки в то же время очень чётко фиксировала их, тем самым исключая пропуски кадров. Кто снимал панорамы, меня поймёт — начинаешь собирать картинку а одного кадра из панорамы нет, просто пропустил и не заметил. Конечно это ошибка фотографа, но с PRO II нужно очень постараться, чтобы пропустить кадр.

Хорошую проверку на морозоустойчивость получил и взятый мной для теста уникальный четырёхногий штатив QuadroPod. Объясню почему, QuadroPod в нашем случае был укомплектован карбоновыми ногами (существуют и другие комплектации), и нам настоятельно не рекомендовали работать с ним на морозе, мол вещь дорогая и может расколоться. Но ничего страшного не произошло, вся система отработала при низкой температуре без нареканий и поломок.

В комплекте с панорамной системой VR-System PRO II идет лицензионная копия профессиональной программы Panoramastudio 2 pro. Эта программа позволяет сшивать цилиндрические и сферические панорамы. И так как при съёмке я не совершил грубых ошибок, потребовалось всего несколько минут для выбора необходимых параметров создания и экспорта панорамы, а всё остальное программа сделала автоматически.

Панорама размером 12000х6000 пикселей (скачать)

Круговая панорама

Фотосъёмка в «Музее техники Вадима Задорожного»

Здесь решено было испытать систему Slant. Чтобы подготовить систему к работе, я снимаю одну ногу со штатива QuadroPod, тем самым получая монопод и креплю на неё Slant. Далее закрепляю камеру и через минуту я готов к съёмке.

Опишу в кратце с какой оптикой производитель рекомендует использовать систему Slant:

Для камер с кроп-матрицей:

  • Sigma 4,5mm / 2,8 EX DC Fisheye HSM
  • Sigma 8mm / 3.5 EX DG Fisheye
  • Peleng 8mm / 3.5 Fisheye

Для камер с полнокадровой матрицей:

  • Tokina AT-X 10-17mm / 3.5-4.5 DX Fisheye
  • Sigma 10mm / 2.8 EX DC Fisheye HSM
  • Nikkor AF 10.5mm / 2.8 G ED DX Fisheye
  • Samyang 8mm / 3.5 Fisheye
  • Canon EF 8-15mm / 4 L USM Fisheye

Для создания сферической панорамы нужно отснять всего 4 кадра, приблизительно с интервалом в 90 градусов. Вся съёмка панорамы занимает около минуты и то только по тому, что некоторое время уходит на выравнивание камеры по уровню. Если заниматься этим не в первый раз, я думаю можно укладываться секунд в 30.

Съёмка 4 кадров в музее.

Отснятый материал я рекомендую собирать в программе PTgui это самая полная и распространённая программа для сборки панорам. Ещё замечу, что PTgui интуитивно понятная программа и с ней можно разобраться без нудного чтения мануала.

Пример снятой и собранной панорамы:

Панорама музея техники Вадима Задорожного.

Фотосъёмка в «Галерее Валентина Рябова»

В галерее я решил отснять сферическую панораму но уже с системой PRO II. Нужно было добиться такого качества изображения, чтобы у зрителя была возможность рассмотреть и оценить для себя каждую картину в интерьере. Для этого с помощью панорамной головки я отснял 60 изображений, которые потом собрал в интерактивную панораму высокого качества. Так же отснял несколько многорядных панорам по 180 градусов, пригодных для качественной печати.

Все эти панорамы я собрал в программе PanoramaStudio 2 Pro, которая собрала их достаточно быстро и в автоматическом режиме.

Примеры отснятых и собранных панорам:

Панорама в «Галерее Валентина Рябова».

Галерея Валентина Рябова

Backstage

QuadroPod

Ещё хочу чуть подробнее остановиться на удивительном продукте — четырёхногом штативе QuadroPod. На первый взгляд полнейшее безумие, но вы же понимаете, что немцы безумны только в порно. Его не так просто установить, так как приходится ставить три ноги и четвертую подгонять под поверхность.

Так для чего же он нужен?

На самом деле четырехногий штатив необходим как раз для съёмки панорам. Дело в том, что четыре точки опоры дают такую же устойчивость как у обычного штатива при меньшем радиусе расстановки ног, чем обычного треногова штатива. А соответственно, если ноги расставлены не широко, они не попадают в поле зрения камеры при съёмке сферической панорамы.

На иллюстрации ниже это наглядно показано

Кроме того у квадропода съёмные ноги, каждую из которых можно использовать в качестве монопода, а в комплектации Variabel оставшийся без ноги QuadroPod легко превращается в привычный треногий штатив.

Ориентировочные розничные цены в России: VR-System PRO II — 31200 рублей. VR-System SLANT — 10300 рублей.

Одним из первых аксессуаров после камеры, который появляется в арсенале начинающего фотографа, чаще всего бывает штатив для фотоаппарата. Приобретают обычно трипод, который представляет собой три соединенные воедино ножки, увенчанные сверху специальным приспособлением под названием голова штатива.

Штативная головка предназначена для удобного крепления камеры под нужным фотографу или видеооператору углом. Уже написано много статей и сломано бесчисленное множество копий в спорах, какая головка лучше. Исчерпывающего ответа нет. Каждый фотограф при выборе головки для штатива исходит из своих субъективных нужд и потребностей, решает вопросы по-разному, руководствуясь при выборе не только финансовыми возможностями, но и физическими. Кто-то для широкого круга задач приобретает несколько головок, кто-то жертвует удобством, но берет универсальную и так далее. Давайте рассмотрим выбор штативной головки с точки зрения решения определенных задач.

Как правило, штативная головка снабжена одной или несколькими ручками, с помощью которых можно зафиксировать головку в нужном для фотографа положении. Простые по своей конструкции штативы с несъемными головами находятся в бюджетном сегменте, подобную модель может позволить себе каждый начинающий фотограф, чтобы получать более качественные изображения.

Тем не менее, по прошествии некоторого времени и улучшении собственных технических навыков, многие могут обнаружить, что несъемная штативная голова имеет некоторые ограничения в использовании. Ее возможностей может не хватать для реализации творческих идей. Креативные задумки фотографа начинают опережать конструктивные особенности имеющегося штатива. Приходит время задуматься о том, какую модель приобрести на смену отслужившему триподу.

Но практически на любого фотолюбителя после посещения специализированного магазина может напасть паника. Дело в том, что производители предлагают бесконечное множество моделей и зачастую цены на штативы будут гораздо выше ожидаемых. Если не знать тонкостей, можно остаться ни с чем, потому что будет казаться, что нужной модели по разумной цене не существует в природе. А это ошибочное предположение.

Каждая модель практически любого производителя рассчитана для решения строго определенных задач и предназначена для профессионального или любительского использования. Именно подобные вещи и могут влиять на цену штатива.

Если предполагается, что штатив будет использоваться ежедневно, то требуется более прочный материал из которого он изготовлен, а подобный трипод не может стоить дешево по определению. Чтобы облегчить участь тех фотографов, кто в силу своей производственной занятости вынужден ежедневно таскать с собой штатив или монопод, компании-производители внедряют инновации в процесс производства и ищут решения для облегчения веса при сохранении прочности и надежности аксессуаров. Подобное тоже отражается на цене. Именно поэтому нужно расчетливо подходить к выбору и знать то, на что следует обращать внимание в первую очередь.

Если вы решили, что стоит приобрести голову отдельно от ножек, давайте разберемся, какими штативные головы бывают в принципе.

Рассмотрим четыре наиболее распространенных типа штативных голов и обсудим, как каждая из них подходит к различным видам фотосъемки. Мы очень надеемся, что подобный обзор даст вам наиболее полное представление, что следует искать в магазине.

Штативная голова для съемки видео

Есть несколько особенностей в видеосъемке, которые и предопределили современный вид головки для проведения подобной сессии. Она так и называется - головка для видеосъемки, или видеоголова. У такой модели имеется одна удлиненная ручка, что логично, ведь вторая рука оператора занята управлением планом съемки или настройкой фокуса. Ручка сделана длинной специально для того, чтобы плавно перемещать камеру вверх вниз и вправо-влево и она не мешает смотреть на экран.

Кроме прочего современные штативы принято оборудовать быстросъемными площадками, чтобы можно было быстро снять камеру со штатива и переключиться на съемку с рук. Некоторые штативные видеоголовки дополнительно оснащены масляными демпферами, который позволяют еще больше смягчить плавность хода.

  • Почему видеоголову неудобно использовать для некоторых видов фотосъемки?

Часто профессиональные видеоголовы невозможно быстро переключить для съемки вертикального кадра, что логично, так как нет необходимости в подобном расположении кадра, когда снимается видеоряд.

Фотосъемка от видеосъемки отличается также еще одним фактором - для ее проведения с профессиональными зеркальными камерами чаще всего используют видоискатель, поэтому длинная ручка видеоголовы будет мешать приблизить лицо к видоискателю.

Панорамные штативные головы

Пейзажная съемка чаще всего не требует скорости, она располагает к вдумчивости, но у нее, безусловно, есть свои сложности. Ландшафтная фотография очень чувствительна к завалу горизонта. Иногда для создания панорамы требуется сделать несколько снимков с единой линией горизонта. Идеальной для таких видов съемки будет панорамная головка.

Но такая головка достаточно массивная и не особо универсальная, а потому чаще пейзажи снимают с помощью 3D-головки, которая позволяет точно регулировать фотокамеру по каждой из осей. Обычно модель такой головы оснащена тремя ручками, уровнем или несколькими датчиками уровня.

С помощью 3D-головы можно достаточно быстро переключаться с горизонтального кадра на вертикальный, легко фиксировать камеру и без труда вращать вокруг любой другой оси. 3D-головки могут иметь быть достаточно компактными и необычный дизайн.

Такие параметры, как легкость и компактность, очень важные для фотографов, снимающих пейзажи. Ведь им иногда ради интересной композиции и удачного ракурса приходится забираться далеко.

  • Свадебная съемка

Свадебная съемка, как правило, не располагает к использованию штатива. Достаточно быстро меняющийся сюжет, перемещающиеся объекты съемки, смена планов - все это затруднит работу фотографа, если он надумает использовать трипод. Именно поэтому в некоторых случаях фотографы используют .

Чаще всего монопод применяют при работе с длиннофокусной оптики и в условиях недостаточной освещенности, когда нет возможности подойти ближе, или если нельзя использовать вспышку, например, в церкви при обряде венчания. В таких ситуациях монопод с пистолетной ручкой - единственно правильное и универсальное решение.

Представляет собой шаровую голову, но со специальной удобной ручкой.

Пистолетная головка разработана таким образом, чтобы дать фотографу тот же уровень контроля над манипуляцией с фотокамерой, который позволяет осуществить шаровая штативная голова. Однако, пользователи замечают, что пистолетную голову легче настроить из-за удобного механизма захвата.

В то время, как обычная головка с шаровым механизмом для настройки требует вращения сравнительно небольшой ручки, чтобы изменить положение камеры, пистолетная рукоятка работает как своеобразный джойстик. Это дает возможность сравнительно быстро настроить нужное положение камеры. Достаточно прижать специальный механизм сцепления на рукоятке, и голова будет разблокирована, появляется возможность изменения положения.

Более продвинутые модели пистолетных шаровых голов позволяют дополнительно еще и вращать камеру вдоль одной из осей. За счет этого панорамные снимки сделать намного проще. Как можно увидеть на изображении, пистолетные головы гораздо больше, чем шаровые. Но компромисс, порой, стоит того - ведь часто требуется более точный контроль над положением камеры при сохранении достаточно высокой степени свободы и быстрого доступа к полному диапазону движения.

  • Репортаж

Большей частью все, что относится к свадебной, относится и к репортажной съемке, разве что, кроме одного исключения: при репортажной съемке иногда даже монопод некуда установить.

  • Макросъемка и предметная съемка

Макросъемка чаще всего требует от фотографов необычных ракурсов и кадрирования через видоискатель. То есть, приходится держать одной рукой камеру, выбирая направление и кадрирование, а другой необходимо фиксировать камеру в полученном положении. Удобнее всего при макросъемке использовать , когда все степени свободы камеры будут фиксироваться всего лишь одной ручкой.

Шаровые головы для штативов

Шаровые штативные головы могут вращаться на 360 градусов вокруг своей оси за счет подшипника, встроенного в конструкцию модели. С помощью специального рычажка можно затянуть или ослабить крепление камеры, вращать установленный фотоаппарат из стороны в сторону, поворачивать по кругу, менять ориентацию с книжной на альбомную практически не прикладывая для этого усилий.

Некоторые модели шаровых голов разработаны специально таким образом, чтобы позволить изменить только одно направление движения. Такая возможность, безусловно, очень удобна в случае панорамирования. Следует быть внимательным при изменении одного из параметров крепления, так как при недостаточной фиксации механизм шаровой головы может резко «сбросить» фотокамеру, что выглядит устрашающе и всегда пугает. Четко зафиксировав рычаг, можно уже настраивать и корректировать размещение камеры на шаровой штативной голове на микроуровне.

Когда фотограф задается целью сменить штатив и приобрести трипод со сменной головой, при этом точно не знает для каких конкретно целей в большинстве случаев будет использоваться этот удобнейший и необходимый в арсенале аксессуар, общая рекомендация будет звучать следующим образом: стоит рассмотреть варианты моделей с шаровыми штативными головами.

Шаровая голова даст фотографу такой фантастический объем контроля над процессом стабилизации и управления камерой, который не снился при использовании штативов с несъемной головкой. И даже, если модель не даст возможности вращать камеру во всех направлениях, шаровые головы значительно облегчают управление фотокамерами.

В том случае, когда вы предполагаете снимать видео, конечно же, стоит в первую очередь обратить внимание на модели видеоголов. Разбираться с нюансами придется уже в этом сегменте предложений от ведущих производителей студийных аксессуаров. Важно помнить, что видеоголовы - самый оптимальный выбор для съемки видео на DSLR. Можно сказать, что в целом видеоголовы имеют более плавный и отрегулированный ход при вращении и более устойчивую конструкцию, что, несомненно, делает их эксплуатацию более гладкой.

Выбирайте обдуманно, тщательно, взвешивайте свои решения, тогда не придется жалеть об утраченных возможностях и неучтенных обстоятельствах.