Эргономика в строительстве и архитектуре. Эргономика и учебное проектирование

Проблема учёта в проектной практике всех возможных негативных моментов восприятия реализованной среды и их компенсация существует столько же, сколько и сама архитектура. Она полностью не решена теоретически и методически до сих пор.

Первостепенное значение всегда имели талант, интуиция и опыт проектировщика. Римский архитектор второй половины I века до н.э. Витрувий в трактате о зодчестве писал: «Когда же будет установлено основание соразмерности и путём вычислений рассчитаны все размеры, то уже дело проницательности принять во внимание условия местности, или назначение здания, или его внешний вид и путём сокращений и добавлений достичь такой уравновешенности, чтобы после этих сокращений или добавлений в соразмерности всё казалось правильным и ничего не оставалось желать в смысле внешности» (Витрувий. Десять книг о зодчестве. - М., 1936).

В последние годы у архитекторов и дизайнеров появляется возможность избегать проектных ошибок за счёт новых методик, использующих виртуальные программы в компьютерной графике. С их помощью можно «проигрывать» многочисленные варианты восприятия средовых объектов и ситуаций, внося коррективы в их композиционный строй. Для создания этих практических методик архитектурно-дизайнерского проектирования необходим научно-теоретический базис, который пока ещё находится в стадии формирования.

Третий раздел пособия привлекает внимание студентов (а также педагогов, практикующих специалистов и исследователей) к поиску путей решения актуальных проблем нового вектора эргономики, связанного с эмоционально-эстетическим воздействием среды, созданием положительного эмоционального фона.

Задачи, которые встают перед проектировщиком при переходе от формирования «замкнутых» пространств интерьеров, а тем более отдельных предметов и вещей, к комплексному формированию «открытых» средовых ситуаций, существенно трансформируются и усложняются.

Специфика новой проектной профессии на стыке архитектуры и дизайна, организационное формирование которой началось около полутора десятков лет назад, проистекает из ее бивалентности. В ней все время идут рядом: дизайнерская идея как принцип решения функционально-технологических задач, архитектурно-художественная идея как эмоционально-эстетическая конструкция отвечающих процессу пространственных форм, нужный функциональному процессу комплекс предметно-пространственных форм, соединяющий архитектурную и дизайнерскую идеи в одно целое через личное отношение потребителя к среде.

Сегодня не вызывает сомнения необходимость научно-обоснованного учета «человеческих факторов» в архитектурно-дизайнерском проектировании. Эргономика, по сути, уже стала краеугольным камнем методологии средового проектирования, поскольку именно она является соединительным звеном между его базовыми понятиями - «среда» (как конечный продукт проектного творчества) и «человек» (как его заказчик и потребитель). Одновременно растет понимание, что в средовом проектировании «недоучет» человеческих факторов не только вызывает неудобства и дискомфорт, но и пагубно сказывается на эмоционально-чувственной оценке состояния среды, а это ведёт к формированию негативных эстетических переживаний. Поэтому все актуальнее становится необходимость дополнить сложившийся вектор эргономики по обоснованию и выработке «ограничений» (рекомендаций) в проектировании элементов и их сочетаний новым направлением - генерированием вариантов размерных показателей и комбинаций, продиктованных не столько утилитарно-практическими, сколько художественными соображениями.

Первые два раздела предложенного пособия дают возможность студентам получить достаточный объём знаний, освоить методику их практического использования в проектной архитектурно-дизайнерской практике по первому, сложившемуся вектору эргономики. Более того, с учётом требований к специальности традиционное содержание дисциплины, посвященное обычно трудовой деятельности, дополнено сферами быта, досуга, учебы, а также социально-деловой деятельности (офис). Значительное место уделено особенностям проектирования среды для детей, в т.ч. с нарушением опорно-двигательного аппарата, престарелых и инвалидов.

Третий раздел по содержанию и характеру материала не традиционен для учебной литературы по эргономике. В нем, во многом впервые, сделана попытка определения путей приложения достижений эргономики, знаний по психологии и психофизиологии в новом аспекте - повышение архитектурно-художественного уровня проектирования средовых объектов с учётом особенностей их восприятия и эмоциональной оценки.

Интерпретация человеком воспринимаемых образов и возникновение в результате этого эмоционально-эстетического состояния обусловлена личностными особенностями человека, в т.ч. внутренними установками, интеллектуально-культурным уровнем, темпераментом и пр. Человек констатирует и оценивает такие качества среды как характер общей объёмно-пространственной структуры, пластику поверхностей, цвето-фактурное решение, габариты, пропорции, масштаб и т.д. При этом восприятие и оценка пространственных форм зависят от их окружения, реальных условий наблюдения (время суток и года, погодные условия), точки наблюдения, которые редко остаются статичными.

Из-за сложности учёта комплекса факторов восприятия реальной среды на практике нередки случаи, когда здания, их группы производят во многом иное впечатление, чем на чертежах и в моделях.

Вода, являясь ключевым элементом организма человека, пронизывает все формы средового существования: от непосредственных контактов человека с естественными состояниями воды в озере, реке и т.д. до воды в кране городской квартиры. Многообразны формы проведения досуга человека на воде. Они связаны с различным временем года, специальным оборудованием, техническими средствами, предметным дизайном. Человек не только по-разному использует воду, но и интерпретирует ее состояния в искусственной среде. Так, в ванной комнате имитируется тропический дождь или бьющие струи в специальном многопозиционном душе; пенящаяся, бурлящая, каскадом льющаяся или спокойная вода в ванне. Мощные потоки водопада имитируются с помощью специальных ведер для обливания, подземные бьющие ключи - гидромассажными форсунками джакузи, водный пар - куполами турецких парных, водная гладь, в т.ч. с искусственным противотоком, - в бассейне. В сочетании с цвето-, свето- и ароматерапией эти элементы имеют оздоровительное, расслабляющее и тонизирующее значение. В связи с этим эргодизайнерское проектирование может вестись в различных ракурсах, рассматривая применение воды в открытых и закрытых пространствах, ее связи с человекам, способы использования в различных ситуациях проектирования дизайнерских изделий.

Вышеприведенными примерами не исчерпывается многообразие эргодизайнерских тем и направлений учебного проектирования. Дизайнерская среда, будучи динамично развивающейся системой, открыта для технологических новаций, поэтому возникают все новые темы студенческих работ. В конце данного раздела представлены лишь первые наметки учебного средового эргодизайна. Этому направлению еще предстоит развиться, пополняясь новыми идеями и примерами.

Памятники архитектуры имеют сложившуюся традицию их выделения в среде с помощью знаков, досок и указателей, создавая культурно-символическое поле восприятия среды. Но кроме объектов, имеющих статус памятника, существуют и другие объекты, ценные для среды и людей, ее населяющих. Поэтому для выявления деталей и характерных архитектурно-стилистических приемов было предложено создание архитектурных, дизайнерских, пейзажных «рам», перспектив, возвышенностей или пространственных пауз (пустот), которые бы фокусировали взгляд пешехода на отдельных «кадрах» среды, используя для этого эргономические принципы размещения знаковой навигации (дифференциация высот их расположения), устройство удобных мест «созерцания» в
непосредственной близости от объектов, либо специально созданных для этих целей преград и барьеров, нарочитой смены ориентации или типа покрытия и т.д.

Эргономика позволяет заострить внимание на экологической составляющей среды, которая является фактором, существенно влияющим на самочувствие человека, его психофизиологическое состояние. В рамках экспериментального проекта по эргономике среды были проанализированы такие составляющие, как вода, звук и шум, различные поверхности и свойства материалов как основа многообразия тактильных ощущений при соприкосновении с предметами, возможности творческой рукотворной деятельности по преобразованию природного «мусора» - веток, листьев, сухостоя и снега.

Тактильные ощущения, вызванные непроизвольными или осознанными контактами человека с поверхностями предметов, коренятся в детском способе исследования мира. Для взрослого человека текстура поверхностей продолжает оставаться средством познания объемной среды, осознания себя в сложном трехмерном пространстве. Поэтому интерес к разнообразным поверхностям и реакциям на них может быть рассмотрен как одна из тем эргодизайна среды.

Многообразие звуков в среде, разложенное на элементы, позволяет представить своеобразие звукового фона в зависимости от пространственно-средовой ситуаций. Пороговая чувствительность к уровню шума меняется в зависимости от возрастной группы. Звуковой фон, разложенный на составляющие элементы, представлен шагами, звуковыми сигналами (предупреждающими, информирующими), скрипами, разговорами, криками, звуками автомобилей, механическими звуками, шелестом листвы, пением птиц, журчанием воды, музыкой и т.п. В городской и интерьерной среде они меняются, переплетаются, создают различный агрессивный или комфортный звуковой фон. Эту составляющую среды также интересно учитывать в эргодизайнерских проектах.

Дифференциация пространств в районе позволяет последовательно перейти от рассмотрения центральных, парадных площадей - «узловых» элементов среды, от локальных зон отдыха, детских площадок к таким функциональным фрагментам, как площадки для выгула собак. Эта зона зачастую бывает исключена из сферы проектирования, в то время как учет требований содержания собак делает эту проблему среды весьма актуальной. В комплексном проекте для Щукинского района были предложены две площадки: одна для выгула, а вторая для занятий и тренировок собак. Тренировочная площадка предполагала стационарные барьеры для крупных и маленьких собак, а также трансформируемые барьеры для собак разных размеров для отработки различных команд. Проектирование подобной площадки позволяет снять ряд напряженных ситуаций, возникающих при использовании не предназначенных для занятий с собаками площадок.

Тема организации детского досуга, образования и особенностей развития с учетом возрастных различий (дошкольники, младшие школьники и старшекласники) является многоаспектной и разнообразной - начиная от среды детской комнаты, ее интеграции в среде дома вплоть до уличных игровых площадок и т.д.

В одном из студенческих проектов детская игровая площадка на территории парка была рассмотрена с учетом антропометрических и поведенческих особенностей определенной возрастной группы. Предлагаемый игровой сюжет требовал оснащения игровой площадки элементами с размерами, соответствующими антропометрии дошкольной возрастной группы начиная с 4-х летнего возраста. Основные стационарные элементы были дополнены группой дополнительных приставных или навесных элементов.

Комбинаторика небольшого количества элементов позволяла создать разнообразные пространственные комбинации. Размеры основных элементов конструктора были спропорционированы относительно роста, поперечного и продольного размеров туловища, длины рук и ног ребенка. Проект предполагал: использование пиктограмм, специально разработанных студентами для раскрытия игрового сюжета, разработку цветового решения элементов, варианты используемых материалов и наложение соматографических схем на проекции игровых элементов площадки, выполненных в одном масштабе.

В одной из работ, посвященных исследованию детской игровой площадки для детей младшего возраста, было проведено сопоставление содержательного характера игр и элементов уличного и домашнего оборудования. Оказалось, что спортивные, изобразительные, познавательные навыки, оставаясь неизменными как в уличной, так и домашней среде, должны оснащаться аналогичными по игровым возможностям наборами элементов, отличающихся размером, материалом или конструкцией.

Одной из интересных тем эргодизайнерского проектирования является адаптация игровых ситуаций и предметного наполнения к сезонным и погодным изменениям среды.
Одной из мало затронутых тем в проектировании является создание площадок для досуга молодежи. Снятие социально-средовых конфликтов возможно при проектировании специальных пространств для тинейджеров, оснащенных мобильным оборудованием.

Контакт человека с эргономическими элементами в средовой системе

Классификация дорог по характеру, значимости и интенсивности использования: автомобильные, велосипедные, пешеходные, главные, районного или местного значения, а также нормирование на основе пешеходной доступности, позволяет определить степень насыщения их элементами благоустройства. Эргономические требования повышают качество освоения среды пешеходами разных возрастных групп и заостряют внимание на удобстве организации автостоянок, их освещении, организации мест хранения велосипедов и т.п.

В одном из учебных проектов функционально насыщенный узел у наземного павильона метро был рассмотрен как накопительно-распределительная система, от которой распределяются людские потоки к остановкам наземного транспорта, жилой зоне, зоне отдыха и т.п. А коммуникационное русло внутри застройки рассмотрено как разветвленная структура, требующая комфортного замощения, организованных пересечений транспортного и пешеходного потоков, системы освещения, ведущей от транспортного узла вплоть до каждого подъезда жилого дома.

Особое значение приобретают нормируемые параметры высоты бортового камня, уклонов пешеходных дорожек и тротуаров, толщины швов плит перекрытия, направления решеток на пути движения инвалидов, правил установки рельефных направляющих полос в местах пересечения дорог и т.д. При устройстве ступеней, лестниц и пандусов жесткие требования предъявляются к используемым материалам поверхностей, их ограждениям (для детей и взрослых), сечениям поручней и т.д. Во всех зданиях и сооружениях, предназначенных для передвижения с помощью дополнительных средств и приспособлений, должны соблюдаться общие требования к обустройству входа в здание, дверям, путям движения, поверхностям покрытий, величинам перепадов уровней лифтового холла и полом кабины лифта и т.д.
Вместе с потребителем среды эргономические вопросы последовательно переносятся из открытого пространства в подъезды, лифты и лестничные холлы - вплоть до микросреды индивидуальной квартиры.

Одной из интересных тем эргодизайнерского проектирования является анализ и проектирование зон отдыха, предназначенных для различных возрастных и социальных групп.

Так, исследование особенностей организации благоустроенных территорий для отдыха пожилых людей было проведено в районе парка «Щукино». На организацию этих территорий влияют ограничения дальности, продолжительности и других условий прогулок, обусловленных возрастными особенностями организма. Разработанный студентами пешеходный маршрут предполагал высокую концентрацию эргодизайнерских приспособлений для пожилых людей в совокупности с ландшафтными элементами и различными типами замощения, создающими топографическое и функциональное разнообразие небольшой по площади и протяженности среды. Прогулочный маршрут (протяженный и закольцованный, с возможностью вернуться к началу пути) представлял возможность совместить прогулку со спортивными нагрузками и был оснащен площадками для тренажеров и отдыха. Эргономика предлагает для выбранной группы населения использование привычных элементов (ступеней или небольших препятствий рельефа) в качестве спортивных тренажеров в среде.

На аллеях предлагались навесы от дождя и ветра, музыкальные павильоны, места для общения, отдыха и развлечений со специально разработанным оборудованием: сблокированные группы сидений, оснащенные дополнительными подставками для книг и ног, подлокотниками, мобильные столы со столешницами для игр, приподнятые цветочницы как дополнительные опоры, дифференцированный свет (общий, локальный, а также нижняя подсветка дорожек, ступенек и перепадов).

Поведенческие стереотипы, устойчивые реакции или индивидуальные эмоциональные переживания - это т.н. «внешняя» функция прототипа. Именно в ней наиболее отчетливо прослеживаются проблемы когнитивной психологии, которые в совокупности со знаковыми системами могут составлять предмет когнитивной эргономики. В этой связи вопросы сценирования средового поведения, моделирования будущей структуры жизнедеятельности превращают «профессиографирование» в один из начальных этапов учебного проекта. Рисунки, знаки и пиктограммы могут быть использованы как выразительное средство раскрытия замысла.

Например, систему района расчленили на различные функциональные срезы, выявив зону активных связей в районе узла станции метро, разветвленной сети пешеходных перемещений, зоны отдыха в структуре парка (дифференцировав среду для мест отдыха пожилых людей, зон отдыха с детьми, выгула собак, зон досуга молодежи), акцентировали тему визуального восприятия объектов микрорайона, предварительно классифицировав их по степени важности и архитектурно-художественной выразительности.

В макросистеме исследуемой студентами ситуации были выделены различные масштабные срезы среды, для которых разрабатывалась навигационная система в виде пиктограмм и указателей, указывающих на многослойное содержание среды с точки зрения ее функционального использования.

ЗНАЧЕНИЕ ЭРГОДИЗАЙНЕРСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В КОМПОЗИЦИИ СРЕДОВОГО ОБЪЕКТА

Учебное эргодизайнерское проектирование позволило проследить значение средств эргодизайна в разрешении средовых конфликтов. Конкретные эргономические приемы, используемые для решения проблем освоения городских пространств разного уровня сложности, ориентированы на пользователей среды. Они могут быть объединены в комплекс эргодизайнерских решений, когда традиционные средства проектирования изменяются или дополняются элементами, необходимыми сточки зрения эргономики.

Проблема безопасности в архитектурной среде может эффективно решаться средствами эргодизайна. Элементы коммуникаций, акценты, специально размещенные препятствия и барьеры, освещение, замощение и т.д. используются для создания условий комфортного пребывания в среде. Традиционные элементы благоустройства, различные виды ограждения, способы освещения, ландшафтные средства, скульптура и цвет могут выступать с дополнительной функцией - предупреждающей, информирующей, преграждающей и т.д.

Эргодизайнерский проект, выполненный по теме проекта жилого района и дома, позволяет максимально сблизить учебные задачи. Будь то реконструкция района и совершенствование конкретной средовой ситуации или проект нового района - студенты рассматривают эргономические аспекты параллельно с архитектурным проектированием.

Так, при анализе средовой системы в районе станции метро «Щукинская» были использованы два встречных направления анализа: первый рассматривал среду как сумму инвариантов среды (т.е. ее неизменных составляющих), имеющих устойчивые характеристики: парк, узел метро, жилой массив и т.д., последовательно продвигаясь от целого к составляющим. Второй способ опирался на детальное оснащение средствами дизайна этих составляющих в рамках темы проекта.

Архитектурно-пространственные прототипы среды фиксируют стереотипы пространственного освоения объектов, принадлежащих к одному классу, будь то парк или транспортно-коммуникационный узел. Сточки зрения эргономического подхода важны поведенческие стереотипы горожан, характерные для того или иного «узлового» образования среды, ожидания от встречи с этим элементом среды, комфорт и безопасность получения желаемого набора услуг и др.

Архитектурно-пространственные характеристики прототипа в первую очередь относятся к профессиональному осмыслению, пониманию количественных или нормативных составляющих проекта, особенностям схем, структуры, сочетания линейно-узловых образований, и являются т.н. «внутренней» функции прототипического объекта. В связи с этим актуализируется знание студентами типологии, классификации архитектурных объектов, средовых архетипов, и т.п., что отражает свойственный эргономике контакт с другими учебными дисциплинами.

Среда должна отвечать ожиданиям людей, предвосхищая их, и будучи исчерпывающей, не становиться избыточной. Практически визуальные решения информационных включений делятся при этом на три типа: определяющие ориентацию, подсказывающие формы поведения и формирующие эмоциональные состояния. Каждому типу отвечают отработанные дизайнерские приемы и средства, при этом на практике эти типы пересекаются и формируют разнообразные пограничные ситуации.

Типы ситуаций, в которых информационные системы играют важную роль, дифференцируются по интенсивности их использования. Так, наиболее концентрировано комплексная навигация представлена в системе метро, аэропортов, железнодорожных вокзалов, мест активного перемещения
человеческих потоков. Целью создания любой навигационной системы является считывание информации путем восприятия простых знаковых систем и их интерпретация с помощью образного видения. Навигационные системы в виде карт-схем, указателей, информационных блоков, пиктографических изображений плотно пронизывают структуру городского центра, крупных функциональных узлов, спортивных и функциональных комплексов и т.д., развиваясь от центра к периферии в системах коммуникации и локальных узлах (как, например, автобусные остановки, входы в ландшафтные комплексы и т.п.).

Существуют интересные примеры проектных воплощений, когда информационные структуры отвечают познавательным запросам различных возрастных групп. Такие решения встречаются в среде научно-познавательных комплексов, в музеях, зоопарках и т.п.

Знаки, диаграммы, такие стереотипные представления информации, как устойчивые фольклорные формы или их инновационные изображения, пронизывают внутреннюю и внешнюю среду различных объектов. В комплексных информационных программах выбранные цветовые сочетания могут приобретать устойчивую ассоциацию во всей гамме продукции: от интерьера к экстерьеру, уличным баннерам и другим средовым элементам.

Типы пользователей также могут различаться. Зачастую в неравных условиях при использовании тех или иных фрагментов среды оказываются люди, ограниченные физическими или возрастными особенностями, языковыми преградами или национальными привычками. Им приходится использовать большие ресурсы для того, чтобы получить определенный набор услуг в среде, преодолевая ориентационные, языковые или адаптивные барьеры. Для разрешения данных ситуаций эффективно привлечение сведений и рекомендаций по эргономике, разработанных для разных возрастных групп.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СИТУАЦИЙ В СРЕДОВОЙ СИСТЕМЕ С ПОЗИЦИЙ ЭРГОДИЗАЙНЕРСКОГО ПОДХОДА

Формирование городской среды, роль оборудования в удовлетворении потребностей населения города в целом и каждого отдельного человека - многосторонняя сложная проблема. Коснемся только некоторых моментов, непосредственно связанных с тематикой данного пособия.

Многообразие средовых ситуаций возникает не только в связи с конкретными особенностями места и характером его функционального освоения, но и с интенсивностью использования и разнообразием средовых ожиданий различных возрастных и социальных групп. Универсальные эргономические методы позволяют более детально соотносить потребности населения с элементами городского пространства. Очевидна связь проблемы мобильности в архитектуре со средствами эргодизайна, которые могут способствовать развитию современных пространственных условий.

Наиболее очевидно проявляют себя элементы когнитивной эргономики и законы формообразования знаковых систем с использованием различных типов и длин алфавитов для кодирования средовой информации. Прежде всего они задействованы при создании различных навигационных систем города.

Обширное информационное пространство включает в себя среду объектов культуры, тематических парков, транспортно-коммуникационных узлов, зоопарков, спортивных сооружений, объектов с интерактивной системой общения с потребителем, пространств фестивалей и приключений, научно-познавательных центров и т.д. Оперативная информация зачастую представляется в виде карт, схем и указателей. Форма ее представления обычно базируется на стереотипах восприятия и пространственного поведения, которые сложились в ходе практической деятельности. Контакты человека со средой зависят от степени погружения в среду, от возможности удовлетворения как самых общих потребностей, так и индивидуальных.

Деятельность архитектора-дизайнера простирается от локальных проблем предметного дизайна к участию в проектировании сложных многоуровневых городских систем, в которых взаимодействуют инженерно-транспортная инфраструктура, многофункциональные комплексы, субъекты среды и т.д. Именно т.н. человеческий фактор каждый раз заостряет вопросы комфортного и безопасного пребывания людей в плотной, насыщенной технологиями урбанизированной среде, в явной или скрытой форме привлекая эргономические подходы для разрешения разнообразных городских конфликтов. Кроме совпадения приоритетных целей деятельности архитектурное проектирование и эргономика опираются на общую антропометрическую базу - эргономические методы могут быть использованы для любого элемента средовой системы.

Манера обустройства жизненного пространства позволяет раскрыть характер и особенности человека. Расположение предметов, их размеры, сочетание, функциональность и стиль формируются в соответствии с предпочтениями хозяев. Эргономика в дизайне интерьера позволяет насытить помещения не только эстетической красотой, но и максимальной практичностью.

Главным правилом, которым пользуется эргономика, является комфорт, который ощущается от повседневного использования своего жилья. Для достижения этого эффекта необходимо следовать конкретным правилам. Давайте определим, каким критериям должно соответствовать жилье современного человека.

Эргономика в интерьере спальни

Эргономичный дизайн интерьера

Эргономичный дизайн комнаты

Квартиры в городе построены с учетом экономии места. В условиях малометражек очень трудно разместить все детали для комфортной повседневной жизни. Полезные советы специалистов по эргономике и выбору мебели помогут сделать просторным и функциональным даже маленькое помещение.

Определите жилую площадь дома и рассчитайте количество предметов интерьера, которые нужно в нем разместить.
Когда ремонт делается с нуля, хозяева часто забывают о месте под стиральную машину, холодильник или не заботятся о достаточном количестве закрытых полок для хранения вещей. Таким образом, лишние предметы приходится «ютить» произвольно, что доставляет существенное неудобство.

Эргономика в интерьере гостиной

Планировка эргономичного дизайна квартиры

Обратите внимание на новинки смарт-мебели.

На рынке есть новые модели раскладных стола, кровати, книжных полок и шкафчиков, который вписываются в пространство так, что с первого взгляда их не замечаешь. Такие предметы можно не только покупать, но и делать своими руками или на заказ.

Уберите все лишнее

Бывает, даже в красиво обставленной комнате чувствуешь себя неловко. Причиной тому – большое количество вещей, выставленных напоказ. К примеру, старая традиция собирать сувениры и статуэтки, которые пылятся на полках и никак не украшают интерьер.

Эргономичный дизайн комнаты

Эргономичный дизайн интерьера

Соблюдайте порядок

Чистота является незаменимым помощником эргономики. Из-за спешки мы часто разбрасываем вещи и банально захламляем пространство. В неубранной квартире человек подсознательно ощущает дискомфорт и не может сосредоточиться.

Подбирайте верные сочетания мебели
Основное место в квартире занимает мебель. Когда разные предметы интерьера взяты из несочетающихся комплектов, то это создает визуальный диссонанс. Создается ощущение, что вы собрали свой интерьер «из того, что было».

Обратите внимание на цвета

Слишком пестрая квартира в плане сочетания оттенков и текстур вызывает дискомфорт для человека. В подобных условиях наш мозг не может собрать все в единую композицию.

Эргономика в интерьере кухни

Располагайте элементы мебели с сохранением пространства

Выбирайте такие варианты мебели, которые максимально сохраняют свободное место и позволяют хранить больше предметов. Они должны идеально вписываться в интерьер и размеры помещения.

Для нестандартной планировки – индивидуальные решения

Покупать все в магазине – не лучший вариант, если у вас нестандартная квартира. В условиях полного отсутствия идей, перепланировку лучше доверить дизайнеру.

Не забудьте об аксессуарах

Перебор с большим количеством мелких и нефункциональных аксессуаров можно изменить в лучшую сторону, если обустроить помещение с применением практичных вещей.

Эргономичный дизайн интерьера

Эргономичный дизайн комнаты

Оформляйте комнаты в соответствии с их назначением

Многие проблемы эргономики решаются, если при обустройстве владелец учел все требования правильного зонирования пространства. У каждой зоны есть свое назначение. Функциональный дизайн позволит создать эргономичный образ.

Минимальные требования к устройству жилого дома

Существует ряд закономерностей, соблюдение которых позволит добиться улучшений.

  1. Если начинать с прихожей, даже в узком коридоре есть зазоры в 30-30 см. Этого места достаточно, чтобы установить компактную продолговатую обувницу – и место занято, и передвижению не мешает.
  2. Ширина прохода во всех комнатах должно быть не меньше, чем в 70-100 см. Доступ к функциональным предметам интерьера должен быть открытым.
  3. Не допускайте нагромождений мебели. Старайтесь спрятать изъяны при помощи хитростей: стола с потайными ящиками, дополнительными шкафчиками полками в шкафу и т.д.
  4. Каждую зону выделит свет и фактура материалов. Используйте стилистическую игру, но придерживайтесь единой композиции.

Стандартные правила создают лишь модель. Эргономика требует, чтобы интерьер максимально соответствовал потребностям каждого жильца. Для человека важно наличие всего необходимого, правильное расположение предметов, эстетика и комфорт. В жилом доме есть место для благоустройства любой зоны – кухни, столовой, прихожей, гостиной, спальни, санузла и рабочего места. Старайтесь выбирать предметы, которые меньше собирают пыль и позволяют обеспечить быструю уборку.

Схема эргономичного дизайна квартиры

Эргономика в интерьере комнаты

Организация пространства

Стандартная планировка жилья в новой квартире учитывает некоторые требования. Эргономика прослеживается в расположении помещений. К примеру, на входе в квартиру оставляют больше места под прихожую, затем ближе ко входу находится прихожая и кухня. Место для приема кухни обустраивается в уютном уголке. Зона отдыха, сна и работы, как и санузел, находится в удалении от входа для максимального комфорта. Важно чтобы площадь жилища соответствовала количеству проживающих здесь людей.

Ширина и высота прохода должна соответствовать габаритам человека. Выделить отдельные зоны в комнате поможет контраст цветов в отделке и правильно поставленный свет. Удобство в использовании мебели обеспечит отсутствие большого количества острых углов и правильно открывающиеся дверцы. Организуйте пространство в соответствии со своими предпочтениями и чувствами. К примеру, если вам некомфортно сидеть спиной к двери, то не ставьте рабочее место возле стены.

Эргономичный дизайн интерьера кухни

Эргономичный дизайн комнаты

Эргономика в интерьере комнаты

Эргономика зоны отдыха

Расположение предметов в зоне отдыха человека способствует расслаблению. В этом уголке все направлено на «релакс». Для достижения оптимального эффекта установите теплый пол, ворсистые напольные покрытия, мягкий свет при помощи лампы или бра. В зависимости от предпочтений, здесь устанавливают книжные шкафчики, софы, кресла или диваны.

Хорошо, когда с места отдыха открывается обзор на улицу. Наблюдение за окружающим миром важно для человека, он может в спокойной обстановке подумать, отвлечься и сосредоточиться. Лучшим решением для зоны отдыха является мягкая мебель и приглушенные тона.

Пример эргономики в дизайне интерьера

Эргономичный дизайн интерьера

Эргономика рабочего места

Антиподом места для отдыха человека является рабочая зона. Здесь все направлено на активизацию. Подумайте о расположении стола. Стиль мебели должен соответствовать стилю всех предметов быта. Не допускайте сочетаний модерна и классики в дизайне рабочего места. Обеспечить комфорт позволит правильная высота стола и стула.

Длительное сидение человека за компьютером компенсируется удобством спинки кресла. Выбирайте мебель, размеры которой соответствуют количеству рабочих приспособлений (канцелярских принадлежностей, техники, документов и т.д.). Освободите низ для комфортного положения ног. Лучшим вариантом является выделение отдельной комнаты для обустройства личного кабинета.

Эргономичный дизайн комнаты

Эргономика в интерьере комнаты

Эргономика в схеме квартиры

Эргономика зоны сна

В благоустройстве места под сон необходимо использовать минимум деталей. Освободите место для отдыха и расслабления. Если в зоне сна не нашлось места для кровати, то желательно установить удобную софу или раскладывающийся диван, что особо актуально для малометражных квартир. Он будет учитывать размеры пользователя и обеспечит практичность. У изголовья стоит установить точечный свет. Спальное место на двоих предполагает обустройство широких проходов с обеих сторон кровати. Подберите нейтральный цвет стены, успокаивающий нервную систему для быстрого засыпания.

Выделите для кровати ключевое место. Лучше расположить ее изголовьем у стены. Со спального ложа нужно открыть обзор на дверь и окно. Высота и длина кровати должна соответствовать размерам человека и необходимому количеству спальных мест. Покупайте кровати без острых углов и с закрытым низом, плотно прилегающим к полу, чтобы пыль не оседала в труднодоступных зонах. Для экономии пространства установите ложе с встроенными функциональными ящиками для постельного белья и покрывал, но не монтируйте полки с острыми углами над головой.

Эргономичный дизайн комнаты

Эргономика в интерьере комнаты

Эргономика обеденной зоны

Дизайн интерьера кухни влияет на скорость приготовления пищи и комфорт, с которым пища употребляется. Эргономика этого помещения обеспечивается подбором продуманной мебели. Подберите готовый гарнитур, сочетающий в себе удобство, простоту и функциональность. Важным аспектом в повседневном использовании комнаты является площадь столешницы для стола. Это рабочее место, размеры которого позволяют разместить всю технику и кухонные принадлежности. Новинкой для смарт-квартиры считается встроенная кухня, в которой спрятаны предметы быта.

Эргономика столовой и кухни предполагает наличие достаточного места для расположения полноценного обеденного стола (60 см для каждого человека) и комфортного передвижения. Помещения обязательно оборудуются холодильником, плитой, раковиной и ящиками под хранение утвари. Стены комнаты окрашиваются тонами, способствующими аппетиту. Высота потолка позволяет установить общий свет, а над рабочей поверхностью обустроены дополнительные лампочки. Пол отделан плиткой, а для дизайна интерьера использованы практичные детали.

Современная эргономика поможет оживить и создать комфорт в условиях любого пространства. Проявите фантазию и творчески отнеситесь к благоустройству каждой комнаты. Воспользуйтесь готовыми решениями в дизайне помещения, и вы получите отличный результат!

Видео: Эргономика в дизайне интерьера

50 фото идей эргономичного дизайна интерьера:

  • 2.5.4. Моделирование систем "человек-машина" в эргономике
  • Глава III
  • 3.3.3. Преодоление альтернативы между концепциями открытого и закрытого контуров управления движениями
  • 3.4.1. Характеристика зрительных образов
  • 3.4.3. Микроструктурный анализ когнитивных процессов
  • Глава IV
  • 4.1.2. Система организации производства и труда ф.Тейлора и формирование предпосылок возникновения эргономики
  • 4.1.3. Новые подходы к изучению человека и малых групп на производстве в начале XX века
  • 4.2. Зарождение и формирование эргономики
  • 4.2.1. Возникновение эргономики в Англии и создание Международной эргономической ассоциации
  • 4.2.2. Формирование исследований человеческих факторов в технике в сша
  • 4.2.3. Организационное оформление эргономического движения в европейских и других странах мира
  • Глава V
  • 5.1. Является ли Россия родиной эргономики?
  • 5.1.1. Духовная и интеллектуальная атмосфера возникновения эргономики в России в 20-е годы
  • 5.1.2. Концепции проектной культуры 20-х годов - предвестники эргономики
  • 5.1.3. Формирование предпосылок возникновения эргономики в России на рубеже конца XIX-начала XX века
  • 5.1.4. Зарождение эргономики в России в 20-30-х годах
  • 5.2. Общая характеристика начального этапа развития инженерной психологии
  • 5.3. Возрождение эргономики
  • 5.4. Эргономические исследования и разработки вниитэ и его филиалов
  • 5.5. Почему два содерджательных этапа формирования эргономики в 20-30-е и 60-80-е годы не привели к нормальному ее развитию в нашей стране?
  • Глава VI
  • 6.1. Эргономика в промышленности
  • 6.2. Эргономика в сельском и лесном хозяйстве
  • 6.3. Эргономика в строительстве, архитектуре и дизайне оборудования зданий и помещений
  • 6.4. Авиационная эргономика
  • 6.5. Эргономика наземных средств транспорта и среды движения
  • 6.6. Эргономика технически сложных потребительских изделий
  • 6.7. Эргономика для инвалидов и пожилых людей
  • 6.8. Космическая эргономика
  • 6.9. Военная эргономика
  • 6.9.1. Общая характеристика военной эргономики на примере сша
  • 6.9.2. Эргономика в нато
  • 6.10. Стандартизация в эргономике
  • 6.11. Подготовка кадров в области эргономики
  • Глава VII
  • 7.1. Понятие "рабочая система" и эргономические принципы ее проектирования
  • 7.2. Распределение функций
  • 7.3. Проектирование рабочих задач
  • 7.4. Проектирование работ
  • 7.5 . Проектирование рабочего пространства и рабочего места
  • 7.5.1. Общие положения
  • 7.5.2. Рабочие положения, позы и движения
  • 7.5.3. Расчет параметров рабочего места и его элементов
  • 7.5.4.Рабочая поверхность
  • 7.5.5.Рабочие сиденья
  • 7.6. Рабочий инструмент
  • 7.7. Проектирование интерфейса
  • 7.7.1. Построение информационных моделей
  • 7.7.2. Кодирование информации
  • 7.7.3. Средства отображения информации
  • 7.7.4. Органы управления
  • 7.8. Проектирование рабочей (производственной) среды
  • 7.9. Специфика оценки проекта рабочей системы и его реализации
  • Глава VIII
  • 8.1. Эргономика аппаратных и программных средств вычислительной техники
  • 8.2. Эргономические исследования и разработки средств ввода информации
  • 8.3. Работа с дисплеями и требования к ним
  • 8.4. Организация компьютеризованных рабочих мест и планировка помещений
  • 8.5. Организация диалога человека и эвм
  • 8.5.1. Основные принципы проектирования диалога "человек-эвм"
  • 8.5.2. Требования к интерфейсу пользователя
  • 8.5.3. Рекомендации по созданию графических интерфейсов пользователя
  • Глава IX
  • 9.2. Социально-гуманитарные основания изменения инженерного проектирования систем "человек-машина"
  • 9.3. Формирование человекоориентированного проектирования
  • 9.3.1. Как умерить крайности технико-центрированного проектирования?
  • 9.3.2. Новый тип проектирования
  • 9.4. Исследования духовного роста человека - зона ближайшего развития человекоориентированного проектирования
  • 9.4.1. Метафора духовного роста и развития человека
  • 9.4.2. Вертикаль духовного развития
  • 9.4.3. Геном (двойная спираль) духовного развития
  • 1. Органы зрения
  • 2. Органы слуха
  • 3. Другие органы чувств
  • 4. Приборы, средства индикации
  • 6.3. Эргономика в строительстве, архитектуре и дизайне оборудования зданий и помещений

    Комплекс производственных процессов, техничес­ких средств и оборудования, включающий строительные, монтажные, вспомогательные, транспортные работы, а также работы, связанные с восстановлением, рекон­струкцией и ремонтом зданий и сооружений, их разбор­кой и передвижкой, нуждается в эргономических иссле­дованиях и разработках . Однако пока они не полу­чили должного развития. Не случайно строительная ин­дустрия в подавляющем большинстве стран имеет самый высокий уровень травматизма и профессиональных за­болеваний по сравнению со всеми остальными отраслями промышленности.

    В мире все еще мало институтов или центров, кото­рые специализируются на проведении эргономических исследований и разработок в строительстве. К странам, в которых достаточно интенсивно проводятся работы в этой области, относятся Швеция, Германия, Нидерланды, Финляндия, США. Большинство исследований связано с изучением вредных и опасных факторов в стро­ительстве, где еще крайне высока физическая нагрузка работающих по сравнению с другими отраслями произ­водства. Подъем и перенос грузов во многих случаях осуществляются вручную. Превышение предельно до­пустимых концентраций пыли в воздухе, высокий уро­вень шума, вибрации, плохое освещение, особенно в зимнее время года, работа в неблагоприятных климати­ческих условиях - основные вредные и опасные факто­ры в строительстве .

    Лаборатория эргономических проблем в строитель­стве Швеции выполнила три крупных проекта.

    Цель первого - "Эргономика и рационализация работ в траншеях для прокладки трубопровода" - опре­делить необходимое рабочее пространство для укладки труб в открытых траншеях, а также разработать совер­шенные в эргономическом отношении инструменты для такого вида работ. Проект выполнялся в основном в лабо­ратории. Модель траншеи в натуральную величину со сдвижными стенами была помещена в ящик с гравием. В эксперименте участвовали квалифицированные рабочие.

    Второй проект - "Монтаж конструкции из рифле­ного железа при кровельных работах". Сотрудники лабо­ратории предложили несколько простых и практичных способов монтажа, а также меры по технике безопаснос­ти. Кроме того, было разработано монтажное оборудова­ние с учетом требований эргономики.

    Третий проект - "Транспортировка и прокладка бетонных труб" - разрабатывался совместно со стро­ительным подрядчиком и двумя машиностроительными предприятиями. Проект охватывал этапы от поставки труб с завода до окончательной их прокладки. В резуль­тате были не только разработаны эргономические и тех­нические предложения по системе прокладки труб, но и освоены новые виды сотрудничества между исследова­тельскими и промышленными организациями .

    Эргономические проблемы в строительстве связаны с механизацией работ (рис. 6-8). Канадские специалисты проанализировали удобство доступа водителей в ка­бины дорожно-строительных машин и выявили целый ряд недостатков: отсутствие поручней, слишком высокие подножки, узкие дверные проемы и т.п., что является причиной производственных травм и создает неудобства в работе. Подготовлено и издано руководство "Эргоно­мические основы проектирования кабин башенных кранов", в создании которого приняли участие сотруд­ники Института здравоохранения и Управления охраны труда в строительстве Нидерландов.

    Архитектурное проектирование и дизайн интерьера сталкиваются с эргономическими проблемами при реше­нии следующих задач:

    1) определение соотношения между архитектурными структурами и моделями организации пространства;

    2) размеры, форма и другие общие свойства пространства;

    3) организация маршрутов передвижений, отвечающих требованиям выполнения деятельности и ее эффектив­ности, охраны труда и безопасности;

    4) совместимость деятельности людей и окружающей среды;

    5) основные типы мебели, принадлежностей, оборудова­ния и их конструктивные характеристики, влияющие на выполнение деятельности, ее результаты и получаемое от нее удовлетворение;

    6) расположение мебели, приспособлений и оборудования;

    7) группы людей и виды деятельности, требующие специ­альных мебели, принадлежностей и их размещения, а также те аспекты охраны труда и безопасности, кото­рые хотя и маловероятны, но должны рассматриваться, как существенные для проекта;

    8) отделка поверхностей, если она может оказывать вли­яние на восприятие и деятельность человека;

    9) влияние температуры, движения воздуха, влажности, звука, шума, освещения и климатических условий на работоспособность человека и создание комфортных условий деятельности;

    10) влияние новой продукции и развивающейся технологии на характеристики традиционного типа здания.

    Типовая эргономическая программа, предусматри­вающая решение перечисленных выше задач, включает 26 пунктов . Эргономические программы различают-

    ся, хотя имеют и много общего, в зависимости от типа зданий и особенностей поведения людей и видов деятель­ности в них.

    Содержательно различаются эргономические про­граммы проектирования жилого комплекса и аэропорта, театра и почты, производственного здания и больницы. Анализ и изучение конкретных видов трудовой деятель­ности являются определяющими при проектировании цехов производственных зданий. Проектирование произ­водственных интерьеров методами и средствами архи­тектуры, дизайна и эргономики имеет целью создание наилучших условий труда и кратковременного отдыха, содействие формированию чувства удовлетворенности трудом и на этой основе повышению эффективности и качества трудовой деятельности.

    Эргономические исследования при проектировании театров - большая редкость. Шведская театральная фе­дерация предприняла инициативу по изучению условий труда в театрах. Это исследование вылилось в эргономи­ческий исследовательский проект, основная цель которо­го - изучение театрального производства, особенно вли­яния результатов творческой деятельности на производ­ственный процесс и технический персонал театра и на­оборот.

    Театр по природе - творческая организация, однако многие из них сегодня работают в условиях высокоинду-

    стриализованной производственной системы, включаю­щей практически все стороны производства. Театральное производство можно рассматривать как взаимосвязь трех параллельных процессов: творческого, техническо­го, административного. Вовлеченные в них специалисты используют различные производственные методы, раз­ные технологии, имеют разный уровень образования и т.п. Но все участвующие в этих трех производственных процессах создают один и только один совместный про­дукт - спектакль. С одной стороны, творческий процесс, развивающий сценическую интерпретацию текста, с дру­гой - процесс создания декораций, мебели, костюмов, грима, освещения, звука и т.п. С одной стороны, неопре­деленность, запоздалые решения и даже определенная степень хаоса, с другой - потребность в порядке (распи­сание, позволяющее рационально планировать производ­ство, и организация деятельности мастеров, знающих свое дело и использующих свой опыт).

    Как ранее произошло в промышленности, так в театрах сейчас идет процесс освоения новых технологий. Однако отсутствует перенос знаний из производства. Театры идут по тому же пути проб и ошибок, по которому уже прошла промышленность. Например, чересчур много функций передается теперь от человека машине. Типич­ным результатом этого процесса является компьютери­зированное создание декораций без использования зна­ний опытных рабочих сцены, что иногда приводит к несчастным случаям, монотонной работе и другим нега­тивным последствиям.

    То, что современный театр работает в условиях высокоиндустриализованной производственной систе­мы, включающей многие стороны производства, все еще не нашло достаточного отражения в архитектурном и дизайнерском проектировании. Поэтому эргономисты, за редчайшим исключением, не привлекаются к проектиро­ванию театров. В зданиях театров создаются прекрасно оборудованные сцены, великолепные фойе и зрительные залы. Но в них практически нет места для репетиций, мастерских, кладовых и транспорта. Речь уже не идет о создании нормальных условий для эффективной и твор­ческой работы многочисленного производственного пер­сонала театра, что отрицательно сказывается на самом хрупком, самом эфемерном и самом восприимчивом из всех искусств эпохи - театре, по словам знатока этого искусства француза П.Пави.

    Сложность технического оборудования современ­ных больниц и проектирование помещений в зависимос­ти от их назначения - для больных, посетителей, меди­цинского и обслуживающего персонала - делает эти объекты архитектурного и дизайнерского проектирова­ния эргономичными по своей сути. Не менее существен­но и то, что врач - основной потребитель медицинской техники - при ее оценке, как правило, пользуется теми же критериями, что и эргономист. И, наконец, эргономи­ка имеет особое значение для больниц, так как они не только медицинские, но и социальные учреждения, в которых человеку должны быть созданы условия для нормальной жизни.

    Шведской фирмой "Эргономическое проектирова­ние" совместно с Институтом психотехники (Гетеборг) проведен эргономический анализ условий труда и оборудования в операционных пяти больниц Сток­гольма. Методика исследования включала анализ психо­физиологических аспектов деятельности медицинского персонала (в том числе путем опроса), получение инфор­мации о ситуациях, при которых могут быть допущены ошибки, исследование влияния организации рабочего места на удобство рабочих поз во время операции, опре­деление маршрута передвижения персонала во время операций, влияния неправильного размещения оборудо­вания в операционных на работу врачей. Целью исследо­ваний являлась разработка эргономических требований к оборудованию и к организации предметно-пространствен­ной среды в операционных и последующего их проектиро­вания.

    В Германии в 80-е годы дизайнерами и эргономиста­ми фирмы "Мартин" спроектирован универсальный операционный стол, позволяющий придать больному любое нужное положение и проводить операции любой специализации. Больничная кровать относительно давно стала объектом эргономических исследований и разработок. Специалисты финской фирмы "Меривааро" создали кровать для транспортировки пациентов в боль­ницах, которая отвечает требованиям эргономики. Ее легко приспособить к различным больным и ситуациям, она удобна при обращении медицинского персонала с регулирующими механизмами, снабжена многими допол­нительными приспособлениями, облегчающими деятель­ность врача или санитара. Предусмотрены необходимые удобства для больного при его перемещении на кровать, обеспечены различные положения на ней и обратное возвращение на стационарную койку, а также при транс­портировке по больнице (рис. 6-9).

    Разработанные в конце 80-х-начале 90-х годов не­мецкими учеными и специалистами стоматологические установки "Ка Во Систематика 1060 ТК" обеспечивают комфорт и безопасность деятельности зубных врачей. Когда инженеры фирмы "Ка Во" вместе с дизайнерами, практиками и учеными размышляли над новой лечебной установкой на 90-е годы, то все думали о зубном враче и его деятельности: напряженной работе, подверженном опасностям здоровье, всевозможных лечебных процеду­рах, каждой отдельной манипуляции. В результате созда­на удобная, безопасная и красивая стоматологичес­кая установка "Ка Во Систематика 1060 ТК", осно­вательно поддерживающая зубного врача в работе: все лечебные процедуры детально продуманы в соответствии с эргономическими требованиями; все важные функции берет на себя надежная интеллигентная система управ­ления Ка Во. Установка настолько комфортабельна, что пациент легче переносит лечение. Таким образом, со­зданная стоматологическая установка освобождает всех участников лечебного процесса от ненужной работы, ненужного стресса, ненужного страха (рис. 34 на цв. вкладке).

    Все чаще эргономистов привлекают к проектирова­нию и совершенствованию существующих супермарке-

    тов и магазинов. Изу­чались деятельность и условия труда 88 девушек-кассиров одного из супермар­кетов во Франции. Ре­зультаты выявили фак­торы, обусловливаю­щие возникновение стресса у кассиров. К ним относятся: рабочие позы, условия труда (холод, сквозняки, пло­хое освещение) и вы­нужденная скорость выполнения работы. Были предложены меры по улучшению ус­ловий труда: лучшая ор­ганизация смен и пере­рывов для отдыха, стан­дартизация рабочих мест, схем их размеще­ния и оборудования (общие рекомендации, сиденья, подставки для ног, клавиатура кассо­вого аппарата) .

    Начиная со второй половины 60-х годов много эргономическихисследований деятельности и рабочей нагрузки кассиров и других работников супермаркетов проводится в Япо­нии. Разрабатываются рекомендации по совершенство­ванию организации их рабочих мест и условий труда .

    Тесные взаимосвязи между архитектурой, дизайном и светотехникой обусловили подключение к этому три­умвирату еще и эргономики . Кардинальное эрго­номическое решение освещения магазинов и витрин, офисов и квартир, музеев и выставочных стендов и других объектов предложила немецкая фирма "ЕРКО" . До 1968 г. главной задачей фирмы было произ­водство светильников. Однако после самокритичного анализа и тщательных исследований фирма пришла к выводу, что нужно продавать не "красивые" светильни­ки, дающие чисто случайное, без какой-либо видимой цели освещение, а свет специфического качества, излучаемый соответствующими приборами. Другими словами, зри­тельный комфорт важнее сверкающего эффекта све­тильника. Фирма перешла на производство продукции, которую можно обозначить несколько необычным тер­мином "машины света", т. е. изделий, разработанных для специальной, четко определенной цели .

    При создании современных школ большое внимание уделяется формированию предметно-пространствен­ной среды учебного процесса. Сегодня вряд ли кто сомневается в тесной взаимосвязи процесса обучения и возрастных особенностей поведения детей, объемно-пла­нировочного решения школьного здания, формированияфизической среды (микроклимат, освещение, цвет, шум, звуки и др.) и проектирования школьной мебели, обору­дования и технических средств. Рабочее место учащегося (конструкция стола и стула или все реже парты, их размеры и компоновка элементов) - традиционный объект эргономических исследований и разработок, цель которых - создание наилучших условий для учебной работы сидя. Имеется в виду создание предпосылок для правильной позы школьников, меньшего изгиба позво­ночника, предотвращения повышенного потения брюш­ной части туловища и давления на нижнюю часть живота, лучшей циркуляции крови в нижних конечностях, а также обеспечение нормального расстояния глаз до ра­бочей поверхности стола.

    Проводимые во многих странах эргономистами, вра­чами и антропологами совместно с учителями исследова­ния позы школьников в положении сидя позволяют вы­являть и устранять недостатки конструкции современной школьной мебели. В одном из городов Дании введена программа из 90 сокращенных по времени уроков, рас­считанных на пять лет, в ходе которых школьников учили правильно сидеть за школьными столами и партами. Чтобы оценить результаты такого направленного обуче­ния школьников правильной осанке, их в течение четы­рехчасового экзамена фотографировали с интервалом в 24 мин автоматическим аппаратом. Оказалось, что, не­смотря на тщательную отработку позы, все ученики на протяжении всего экзамена сидели, максимально согнув-

    шись над столами, высота которых была для них явно недостаточной, особенно для школьников старших клас­сов. В конце 70-х годов в Западной Европе было установ­лено, что за предыдущие 20 - 30 лет средний рост школь­ников увеличился на 4 -5 см, но по непонятным причи­нам высота школьной мебели за тот же период даже уменьшилась.

    Рабочее место учителя, которое в современной школе все больше превращается в своеобразный пульт управления техническими средствами обучения, позво­ляет при его проектировании использовать эргономичес­кие подходы, аналогичные разработке рабочего места оператора. Однако и традиционные рабочие места учи­телей сегодня требуют серьезной эргономической и ди­зайнерской проработки. В результате проведения в ряде стран унификации деталей столы для учителей собира­ются из тех же элементов, что и ученические, но с использованием дополнительных ящиков, тумб, торце­вых щитов.

    Традиционный принцип обучения по одинаковому расписанию при прохождении одного и того же материа­ла однотипными группами учащихся в настоящее время сочетается с другими формами обучения, в том числе с различной численностью групп и гибким расписанием. Метод "конструктора" позволяет дизайнерам и эргоно­мистам создавать простые и недорогие мебельные моду­ли, на основе которых выбираются различные варианты планировки и оснащения классов в зависимости от со­става учеников, размеров и конфигурации помещений, учебных программ и т.п. Школы получают не предметы меблировки, а контейнеры со "строительным материа­лом", из которого и монтируют нужные предметы, от­вечающие требованиям эргономики и дизайна. Новый комплекс психолого-педагогических, эргономических, гигиенических и дизайнерских проблем возник с ком­пьютеризацией высшей и средней школы, а также до­школьных учреждений.

    Эргономика это область знаний, которая комплексно изучает трудовую деятельность человека в системе «человек – техника – среда» с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфорта трудовой деятельности. Эргономика - наука о системах. Она включает в себя такие понятия, как антропометрия, биомеханика, гигиена труда, физиология труда, техническая эстетика, психология труда, инженерная психология. Это отрасль науки, которая изучает движения человеческого тела во время работы, затраты энергии и производительность конкретного труда человека. Область применения

    эргономики довольно широка: она охватывает организацию рабочих мест, как производственных, так и бытовых, а также промышленный дизайн. Эргономика - научно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком. Эргономика изучает движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ. Эргономика подразделяется на миниэргономику, мидиэргономику и макроэргономику. В основу эргономики легли многие дисциплины от анатомии до психологии, а главной ее задачей является создание

    таких условий работы для человека, которые бы способствовали сохранению здоровья, повышению эффективности труда, снижению утомляемости, да и просто поддержанию хорошего настроения в течение всего рабочего дня. Возникновению эргономики способствовали проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологий в ХХ в., а именно рост травматизма на производстве, текучесть кадров и т. д., так как научно-технический прогресс начал набирать обороты, и это требовало нового объединения наук при активном привлечении психологии, гигиены и многого другого.

    Целью эргономики является изучение закономерностей трудовых процессов, роли человеческих факторов в трудовой деятельности и повышение эффективности производства при соблюдении условий безопасности труда. Э. включает изучение конфликтных ситуаций, стрессов на рабочем месте, утомления и нагрузки с учетом индивидуальных особенностей работника. Уделяет внимание процессу отбора, обучения и переобучения специалистов. Создание информационной базы, коммуникаций, дизайна рабочего места непосредственно отражается на производственном процессе и отношениях. Выработка единых стандартов и критериев трудовой деятельности для каждой профессии в подобных условиях имеет важное значение для безопасности, минимизации аварийных ситуаций и оптимизации условий труда.

    Тема 37. Антропометрические требования в эргономике

    Антропометрия - отрасль науки, занимающаяся измерениями человеческого тела и его частей. Форма и функциональные размеры всей предметной среды, ее объемно-пространственных структур неразрывно связаны с размерами и пропорциями тела человека на протяжении всей истории цивилизации. Древние народы и народы всей Европы вплоть до XIX века пользовались системами мер, основанными на параметрах человеческого тела (локоть, фут, ступня и т д.). Строители, архитекторы возводили постройки, в которых не только отношения частей были созвучны пропорциям человека, но и абсолютные размеры самих построек были сомасштабны людям. Художники и скульпторы, чтобы получить простые средства для воспроизведения фигуры без обращения к натуре, а также стремясь к созданию гармоничного образа человека, предлагали и пользовались системами пропорций - канонами .

    В каноне Поликлета, скульптора Древней Греции, за единицу принималась ширина ладони и голова составляла 1\8 длины тела, а лицо - 1\10 и т.д. Канон Леонардо да Винчи (1452-1519) - фигура с приподнятыми и разведенными руками и раздвинутыми ногами вписывается в круг, центр которого - пупок. Архитектор Корбюзье (1887-1965) запатентовал систему пропорционирования, названную «Модулор». Он представляет собой шкалу линейных размеров, которые отвечают трем требованиям: находятся в определенных пропорциональных отношениях друг с другом, позволяя гармонизировать сооружение и его детали; прямо соотносятся с размерами человеческого тела, обеспечивая тем самым человеческий масштаб архитектуры; выражены в метрической системе мер и поэтому отвечают задачам унификации строительных изделий. В современной практике предпочитают пользоваться антропометрическими характеристиками человека. Различают классические и антропометрические эргономические признаки. Первые используются при изучении пропорций тела, возрастной морфологии, для сравнения морфологических характеристик различных групп населения, а вторые - при проектировании изделий и организации труда. Эргономические антропометрические признаки делятся на статические и динамические. Статические признаки определяются при неизменном положении человека. Они включают размеры отдельных частей тела и габаритные (наибольшие) размеры в разных положениях и позах человека. Эти размеры используются при проектировании изделий, определении минимальных проходов и пр. Динамические антропометрические признаки - это размеры, измеряемые при перемещении тела в пространстве. Они характеризуются угловыми и линейными перемещениями (углы вращения в суставах, угол поворота головы, линейные измерения длины руки при ее перемещении вверх, в сторону и т.д.). Эти признаки используют при определении угла поворота рукояток, педалей, определении зоны видимости и т.п. Числовые значения антропометрических данных чаще всего представляют в виде таблиц. В основу общих правил использования антропометрических данных при расчете параметров рабочих мест и производственного оборудования положен метод перцентилей. Перцентиль - сотая доля измеренной совокупности людей, которой соответствует определенное значение антропометрического признака.

    1. 1. Лекция 2. Эргономика дизайна Эргономика – (от греческого ergon- работа, nomos- закон), научнаядисциплина, комплексно изучающая функциональные возможности человека втрудовых процессах, выявляющая закономерности создания оптимальных условийвысокоэффективной деятельности. Цель эргономики – повышение эффективности и качества деятельностичеловека, при одновременном сохранении здоровья человека и созданияпредпосылок для развития его личности. Машина в эргономике это любое техническое устройство, предназначенноедля целенаправленного изменения материи, энергии, информации и пр. Задачей эргономики – является проектирование и совершенствованиепроцессов выполнения деятельности, а также характеристика средств и условий,которые непосредственно влияют на эффективность и качество деятельности ипсихофизиологическое состояние человека. Составные части эргономики. 1. Антропометрия. Антропометрия – (от греческого antrbpos –человек и ….метрия) –составная часть антропологии (науки о происхождении и эволюции человека),является системой измерения человеческого тела и его частей, морфологических ифункциональных признаков тела. Различают: 1. Классические антропометрические признаки (используют приизучении пропорций тела, возростной морфологии, для сравненияморфологических характеристик различных групп населения). 2. Эргономические антропометрические признаки(используются при проектировании изделий и организации труда).
    2. 2. 1) статические признаки – они определяются при неизменномположении человека, (они включают размеры отдельных частей тела и габаритные,т.е. наибольшие размеры в разных положениях и позах человека). Эти размерыиспользуются при проектировании изделий, определении минимальногопространства, необходимого человеку (например, походов) и т.п. 2) динамические антропометрические признаки – это размеры,измеряемые при перемещении тела в пространстве. Они характеризуютсяугловыми и линейными перемещениями (углы вращения в суставах, угол поворотаголовы, линейные измерения длины руки при ее перемещении вверх, в сторону ит.п.). Эти признаки используются при определении угла поворота рукояток,педалей, определение зоны видимости и т.п. Антропометрические признаки определяются с учетом возрастных,половых, этнических, территориальных факторов, т.к. существенно от них зависят(например, антропометрические признаки среднестатистического европейцаотличаются от антропометрических признаков среднестатистического японца). Числовые значения антропометрических данных чаще всего представляют ввиде таблиц в антропометрических атласах. Значения приводятся в перцентилях (от5 до 95). Вообще перцентилей 100, самый низкий человек приравнивается к 1перцентилю, самый высокий к 100. В антропометрических атласах сведений осамых низких и высоких людях не приводится по причине их исключительности,отклонения от нормы. Для определения размеров элементов и изделий для детей пользуютсяантропометрическими данными, сгруппированными по ростовым группам. Антропометрические точки
    3. 3. 1) верхушечная; 2) подбородочная; 3) верхнегрудинная; 4) среднегрудочная; 5) плечевая; 6) пупковая; 7) лобковая; 8) лучевая; 9) вертельная; 10) шиловидная; 11) фаланговая; 12) пальцевая; 13) верхнеберцовая внутренняя; 14) нижнеберцовая; 15) пяточная; 16)конечная. Рис.1. Антропометрические точки. 2.Инженерная психология. Инженерная психология – это отрасль психологии труда изучающаявзаимосвязь человека и техники. Основной задачей является исследование процессов приема, переработки ихранения информации, которые осуществляются при проектировании техническихустройств и управления ими. Кроме того, инженерная психология решает следующие задачи: − распределение функций между человеком и машиной; − проектирование систем информации, выбор канала; − конструирование средств управления; − проектирование рабочего места; − обеспечение удобства технического использования машины; − подбор кадров и их профессиональная подготовка.
    4. 4. 3.Психология восприятия. Психология восприятия – это наука, исследующая особенности изакономерности визуального, аудиального и тактильного восприятия окружающегопредметного мира. Эргономические требования Эргономические требования – это требования, которыепредъявляются к системе «человек – машина - среда», с целью оптимизациидеятельности человека. Эргономические требования являются основой приформировании конструкции предмета, дизайнерской разработки пространственно –композиционных решений системы в целом и отдельных ее элементов. Факторы, определяющие эргономические требования. Эргономический подход к решению задачи оптимизациижизнедеятельности человека определяется комплексом факторов, главные из них,обусловлены индивидуальными особенностями человека. 1)социально – психологические факторы. Предполагаютсоответствие конструкции предмета и организации рабочего места характеру истепени группового взаимодействия, а также устанавливают межличностныеотношения при совместной деятельности, управлению объектом. 2) антропометрические факторы. Обуславливают соответствиеструктуры, формы, размеров предмета, оснащения размерам и формечеловеческого тела. Соответствие характера форм изделий анатомической пластикечеловеческого тела. 3) психологические факторы. Предполагают соответствие объекта,технологических процессов и среды возможностям и особенностям человеческоговосприятия, памяти, мышления, психомоторики, закрепленным и вновьформируемым навыкам человека.
    5. 5. 4) психофизиологические факторы. Обуславливают соответствиеобъекта зрительным, слуховым и другим возможностям человека. Условиямвизуального комфорта и ориентирования в предметной среде. 5) физиологические факторы. Они призваны обеспечиватьсоответствие объекта физиологическим особенностям человека, его скоростным,биомеханическим и энергетическим возможностям. 6) гигиенические факторы. Предопределяют требования поосвещенности, газовому составу, воздушной среде, влажности и т.п. В том числе посоставу материала, из которого изготовлен объект. Рис. 2. Зоны определяющие гигиенические факторы.
    6. 6. Методы эргономических исследований Для правильного проектирования любого объекта особое значение имеетэргономический анализ деятельности (манипулирования) этим объектом. Делаетсяэто в основном двумя способами. 1. Составляется профессиограмма содержащая в себе те требования,которые предъявляет деятельность к техническим средствам ипсихофизиологическим свойствам человека. В эргономике, в результате практики, сложились два метода полученияисходной информации, необходимой для составления профессиограммы:описательное и инструментальное профессиографирование. Описательное профессиографирование включает: 1) анализ технической и эксплуатационной документации; 2) эргономическое и инженерно-психологическое обследованиеоборудования; 3) наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением человека; 4) беседу с человеком; 5) самоотчет человека в процессе деятельности; 6) анкетирование и экспертная оценка; Инструментальное профессиографирование включает: 1) измерение показателей факторов среды; 2) регистрацию и последующий анализ ошибок; 3) объективную регистрацию энергетических затрат и функциональногосостояния организма работающего человека (частота пульса, давление, дыхание идр.); 4) объективную регистрацию и измерение трудноразличимых (вобычных условиях) составляющих рабочего процесса, таких как направление ипереключение внимания, оперирование органами управления и др. (Например, припомощи видеосъемки).
    7. 7. 5) Объективную регистрацию и измерение показателейфизиологических и функциональных систем, обеспечивающих процессыобнаружения сигналов, выделения информативных признаков, а так жеисполнительные действия. Перечисленные методы профессиографического исследованияиспользуются в зависимости от степени сложности изучаемой деятельности итребуемой полноты ее описания. Во многих случаях достаточно использоватьметод описательного профессиографирования. 2. Соматографические и экспериментальные(макетные) методы. Эти методы решения эргономических задач используются для выбораоптимальных соотношений между пропорциями человеческой фигуры и формой,размерами машины (предмета), ее элементов. 1)Соматография (от греческого somatos – тело и …графия)- методсхематического изображения человеческого тела в технической или инойдокументации в связи с проблемами выбора соотношений между пропорциямичеловеческой фигуры, формой и размерами рабочего места. В инженерной графикеиспользуются все нормы и приемы технического черчения и начертательнойгеометрии. Большая трудоемкость затрудняет использование классическойсамотографии. Менее трудоемок и более эффективен метод плоских манекенов(шаблонов моделей),тела с шарнирными сочленениями. С помощью схематического изображения (шаблона)можно проверить: 1) соотношение пропорций человеческой фигуры, размеров и формерабочего места; 2) досягаемость и удобство их размещения органов размещения; 3) оптимальные и максимальные границы зоны досягаемостиконечностей;
    8. 8. 4) обзор рабочего места и условия зрительного восприятия, например, прислежении за объектом наблюдения (индикаторами) и т.д.; 5) удобство формы рабочего места, пространства для манипулирования,сидения, пульта и т.д.; 6) удобство подхода к рабочему месту или ухода с него, оптимальныеразмеры подходов, коммуникаций. 2) Экспериментальные (макетные) методы. Основаны на применении макетирования проектируемого оборудования вразличном масштабе и с разной степенью деталировки. При этом используютсяобъемные антопоманекены; один из видов таких манекенов получил название«мультмены». Методы с использованием манекенов позволяютрешать ряд задач: 1) увязать сложно структурные конструкции оборудования между собой; 2) достигать общей и детальной соразмерности оборудования человеку; 3) испытывать еще проектируемое оборудование на удобство работы сним; 4) отрабатывать пространственные параметры рабочего места и ряддругих задач, связанных с учетом антропометрических особенностейпользователей проектируемого оборудования. Параллельно с использованием манекенов обычно проводят ряд расчетныхпроцедур и геометрических построений на схемах и чертежах, связанных сзакономерностями учета антропометрических данных. Описанные методы непосредственно переплетаются с дизайн -проектированием. Дизайнер сначала представляет ситуацию мысленно, затем всеболее опредмеченно отображает ее в серии графических эскизов, потом втрехмерных макетах, муляжах и манекенах, наконец в действенном натуральномвоспроизведении.