Проекты самых высоких зданий будущего. Сумасшедшие небоскребы будущего

На сегодняшний момент самой высокой башней в мире является 828-метровая башня Бурдж-Халифа в Дубае и она стала инженерным триумфом. Казалось бы куда уже выше? Но гениальные мировые умы считают ее не пределом своих инженерных возможностей. Чего же нам стоит ожидать в ближайшее десятилетие, а может быть и годы?

Уже сейчас идет подготовка к строительству небоскребов, которые затмят Бурдж-Халиф своей высотой, которая будет превышатькилометр.

1. Башня Sky City — это будет ступенчатая 838-метровая башня в китайском городе Чанша, на 202 этажах которой расположатся жилые квартиры, отели, учебные заведения, больницы, офисы, магазины.

Самое удивительное строительства этого небоскреба заключается в том, что построен он будет за 90 суток плюс 120 дней подготовки площадки к строительству. Компания Broad Sustainable Building, которая будет его строить, известна на весь мир скоростью строительства, берется за невероятное.

Строительство этого небоскреба должно было начаться летом 2013 года, но пока что откладывается. Правда, подготовительные работы на площадке на месте, где вырастет Sky City, постепенно идут.

2. Азербайджан не хочет отставать от передовых стран и планирует строительство искусственного архипелага Khazar Islands с 1050-метровой башней Azerbaijan Tower. Немалые доходы от продажи нефти и газа позволяют Азербайджану реализовывать крупные инфраструктурные объекты.

Возведение архипелага началось еще несколько лет назад. Сейчас на нем выросли первые общественные, жилые и офисные сооружения, а строительство самой Azerbaijan Tower начнется, как ожидается, в 2015 году.

Ввод в эксплуатацию здания Azerbaijan Tower планируется в 2019 году, а весь искусственный архипелаг хотят закончить к 2020.

3. Вряд ли кому-то удастся переплюнуть амбиции Саудовской Аравии, которая живет идеей возведения самого высокого здания в мире, ну, если только Объединенным Арабским Эмиратам.

Так выглядит проект небоскреба Kingdom Tower в Саудовской Аравии.

Строительство небоскреба Kingdom Tower началось в 2013 году в городе Джидда. Высота этого 167-этажного здания составит чуть выше 1000 метров. Точные цифры инвесторы не оглашают, опасаясь, что кто-нибудь построит сооружение всего на несколько метров выше.

Общая стоимость нового небоскреба составит 20 миллиардов долларов.

4. В Кувейте в июне 2014 года был окончательно утвержден проект здания с названием Madinat al-Hareer, высота которого составит 1001 метр.

Название «Madinat al-Hareer» переводится как «Шелковый город», оицетворяя историю Кувейта в те времена, когда он был одним из мировых центров шелковой торговли. Закончить строительство планируется к 2018 году.

5. Но Дубай совсем не планирует уступать кому-то свое место, как строителя самых высоких небоскребов и, поэтому там полным ходом идет работа над созданием проекта первого в мире двухкилометрового здания.

В качестве основы для конструкции Dubai City Tower взята Эйфелева башня. Но размеры этого арабского небоскреба будут в семь с половиной раз больше, чем у французского прототипа. Высота будущей башни составит 2400 метров.

400 этажей небоскреба Dubai City Tower будет соединены между собой не только лифтами, но и вертикальным поездом, который может передвигаться со скоростью 200 километров в час и доставлять людей с нижнего этажа на верхний за считанные секунды.

От зданий, которые качают воду в гималайских ледниках, до круглых башен, которые могут позволить путешествовать их жильцам не выходя из дома. Как архитекторы представляют себе здания будущего?

Небоскреб - один из наиболее показательных символов современного общества. Вид Burj Khalifa , вздымающегося посреди пустыни - внушительный образ технологического прогресса. Инженерные решения и количество ресурсов, которые позволили этому зданию взмыть к небесам, могут показаться невообразимыми. Но кроме того что здания растут все выше и выше, и потребляют меньше энергии, в целом - они по-прежнему недалеки от Empire State Building .

Журнал eVolo проводит ежегодный конкурс дизайна небоскребов, в рамках которого перед архитекторами ставится вопрос - что еще мы можем сделать с небоскребами? Одни решения представляют здания, которые спасут нас от дефицита воды, другие - здания, которые способны помочь справится с проблемой мусора, или даже те, которые могут в случае катастрофы самостоятельно перемещаться в безопасное место.

Все проекты совершенно фантастичны. Большинство из них требует технологий, которые даже еще не существуют. Но может быть вместо того чтобы строить все выше и выше, мы попробуем строить умнее?

Himalaya Water Tower (на картинке выше)
Zhi Zheng, Hongchuan Zhao, Dongbai Song
Китай

Эти здания разработаны для сбора воды, замороженной в гималайских ледниках, где на сегодняшний день сосредоточено 40% пресной воды на Земле. Здания располагаются на нескольких трубах, уходящих глубоко в лед, и добывающих воду для своих жителей.

Mountain Band-Aid
Yiting Shen, Nanjue Wang, Ji Xia, Zihan Wang
Китай

В ответ на активную китайскую программу добычи, которая постепенно «съедает» национальные горы, представленные здания будут помогать восстанавливать эти потери, а также давать кров жителям деревень, которые были потеснены промышленностью.

Monument to Civilization
Lin Yu-Ta
Тайвань

Этот небоскреб не будет пристанищем жителей города. Однако, он станет таковым для их мусора. К примеру, если собрать годовой мусор Нью-Йорка и поместить в шахту, то мы получим высоту в три раза превосходящую Empire State Building. Эти здания будут не только получать энергию из мусора, но и служить отличными памятниками расточительства конкретного города. Чем ниже мусорные здания - тем экологичнее и устойчивее его экономика.

Migrant Skyscraper
Damian Przybyła, Rafał Przybyła
Польша

Иногда выбранное место оказывается настолько плохим или опасным, что просто хочется взять и уехать. Но если в строительство здания, или даже целого города, уже вложены деньги, это становится затруднительным. Вот тут и могут пригодиться колесообразные здания. Когда дела совсем плохи, они могут просто собраться и уехать в другое место.

House of Babel
Никита Асадов
Россия

Предыдущий проект мог позволить вам и вашим соседям быстро съехать в другое место, а этот - может вообще избавить вас от самих соседей. Один модуль этого здания находится на земле, а второй - так высоко, как вы пожелаете. Отличный способ избавиться от надоедливых соседей или оставаться в безопасности, когда на земле происходят какие-нибудь неприятные события.

Plastic Fish Tower
Kim Hongseop, Cho Hyunbeom, Yoon Sunhee, Yoon Hyungsoo
Южная Корея

Здание спроектировано специально для решения проблемы пластикового мусора в океане. Помимо того, что оно предоставляет жилища с красивейшим видом глубин, оно будет непрерывно очищать океан - засасывать и перерабатывать пластиковый мусор, плавающий на поверхности.

Human Rights Skyscraper
Ren Tianhang, Luo Jing, Kang Jun
Китай

В Пекине, где владение землей - большая сложность, это здание было спроектировано, чтобы символизировать право каждого на владение своим частным домом. За пределами же Пекина это решение может позволить остановить беспорядочную застройку. По мере того как растет население городов, часть людей остается перед выбором - жить в городе или иметь свой дом за его пределами. Теперь они смогут иметь и то и другое.

Cliff Dwellings
Román J. Cordero Tovar, Eric Israel Dorantes, Daniel Justino Rodríguez, Izbeth K. Mendoza Fragoso
Мексика

Мы используем все больше и больше земли для строительства. В этой связи все ценнее становится компактная архитектура, занимающая минимум площади. Но есть решение даже с нулевой площадью - строить дома на крутых склонах гор.

Coal Power Plant Mutation
Chipara Radu Bogdan
Румыния

Пока чистая энергия пробивает себе дорогу, угольная энергия еще долго будет оставаться значительной частью нашей экономики. Но что если мы сможем предотвратить загрязнение атмосферы? Эти небоскребы будут «сидеть» на дымовых трубах и обезвреживать выходящие газы, используя их как можно дольше для питания всего здания.

Небоскребы предназначены для жизни и работы людей, но в один прекрасный день ситуация может измениться, и тогда высотные здания могут помочь в решении таких проблем, как загрязнение воздуха, борьба с пожарами и сбор отдохов. Журнал Evolo провел конкурс, по итогам которого из более чем 600 работ из 43 стран мира были отобраны самые безумные и сумасшедшие проекты небоскребов будущего.

В то время как большинство концепций было разработано для строительства в городах, некоторые проекты были созданы с учетом специфики более отдаленных областей. К примеру, «Страж дождевого леса» китайских архитекторов предлагается разместить на краю Амазонки для сбора воды в сезон дождей, которая в дальнейшем поможет в борьбе с пожарами в сезон засухи. Вдобавок, проект может быть также использован в качестве лаборатории для учёных, изучающих данную область.

Большинство этих идей не осуществимо в настоящее время, но со 100-процентной уверенностью можно сказать, что подобного рода «провокации» в конечном итоге могут стимулировать реальные изменения.

LAUNCHSPIRE

В этом проекте небоскреба используется вертикальный электромагнитный ускоритель, который служит для запуска самолетов, и, как следствие, экономит топливо при взлете. При этом следует отметить, что при запуске используются только возобновляемые источники электрической энергии.

CAR AND SHELL SKYSCRAPER

Эта конструкция предлагает жителям пригородов Детройта перебраться в огромный небоскреб, в рамках которого в вертикальную сетку укладываются десятки домов, а новые дороги проходят через все здание.

CLIMATOLOGY TOWER

Этот гигантский пузырь представляет собой исследовательский центр для изучения и наблюдения городской среды, измерения данных, таких как загрязнение воздуха, и дальнейшего информирования жителей города. Весьма спорный момент, но авторы проекта утверждают, что башня также в состоянии контролировать погоду.

HYPER FILTER SKYSCRAPER

Фильтры по бокам этой конструкции всасывают углекислый газ и другие вредные газы из городского воздуха, а выпускают концентрированный кислород. Собранные загрязнения сохраняются для использования в химической промышленности.

PROJECT BLUE

Небоскреб может не только устранять загрязнения, но и создавать новое топливо для автомобилей.

PROPAGATE

Этот небоскреб не просто поглощает смог, но использует его для дальнейшего роста. Идея экологически чистого проекта основана на использовании в строительстве диоксида углерода.

SAND BABEL

Согласно концепции проекта, небоскреб может быть построен из песка с помощью 3D-принтера на солнечных батареях.

URBAN ALLOY TOWER

В Нью-Йорке и других мегаполисах практически не осталось места для новых зданий, но люди все еще испытывают необходимость в новых небоскребах для жизни, развлечений и работы. Подобные конструкции предлагается возводить на пересечении железнодорожных линий.

BAMBOO FOREST

Бамбуковые строительные леса предлагается сделать постоянной частью зданий в Азии, что предполагает некоторый бонус — возможность создания вертикальных садов.

SEAWER

Этот плавучий небоскреб предназначен для сбора пластиковых отходов, тогда как на его вершине будут располагаться дома, офисы и сады, а также завод по переработке собранного мусора. Все работает на возобновляемых источниках энергии, генерируемых солнцем, океаном и самим пластиком.

Примерно сто лет назад архитекторы мира начали свое неофициальное состязание, возводя все более и более высокие небоскребы. Не утихает эта гонка и по сей день: совсем недавно была взята высота в 800 метров, однако очевидно, что она скоро будет побита – в настоящий момент разрабатываются проекты зданий высотой более 1000 метров и даже свыше 1500 метров! Но обо всем по порядку – представляем вам самые перспективные проекты небоскребов, которые в ближайшем будущем должны быть возведены.

Новая «высотка» в Дубае, ОАЭ (высота 830 - 1000 м)

Не секрет, что самое высокое здание мира в настоящий момент находится в Дубаи – это 828-метровая башня Бурдж-Халифа. Власти города решили не останавливаться на достигнутом, и скоро в районе гавани Дубай Крик появиться еще один супер-небоскреб. Точная высота новой башни пока неизвестна, но послухам она должна быть больше, чем у Бурдж-Халифы, но меньше километра. Проект обойдется примерно в 1 миллиард долларов, а его разработкой займется испано-швейцарский архитектор Сантьяго Калатрава Вальс, которого часто называют архитектором будущего. Планируется, что строительство будет завершено к всемирной выставке Дубай Expo 2020.

Башня Мубарак аль-Кабир ( Mubarak al - Kabir Tower ), Кувейт (1001 м)

Мубарак аль-Кабир Тауэр – строящийся небоскреб в Кувейте, который будет иметь высоту 1001 метр. Завершение строительства запланировано на первую половину 2016 года, но в настоящий момент имеются задержки в реализации проекта, поэтому точной даты введения небоскреба в эксплуатацию пока нет. По окончания строительства высотной башни, в её окрестности будет построен аэропорт, бизнес-центры и торгово-развлекательные комплексы. Мубарак аль-Кабир Тауэр является первым этапом проекта «Шелковый Город» (Silk City ), стоимостью $ 94 млрд, который подразумевает строительство в Кувейте ультрасовременного района.

Башни Феникс (Phoenix Towers), Ухань, Китай (1002 м)

Пара небоскребов под названием «Phoenix Towers» и высотою в 1002 метра в ближайшее время будет построена в китайском городе Ухань. Завершить проект, разработанный консорциумом британских архитекторов Cheetwoods, планируется до 2018 года. Отличительной особенностью высоток будет их экологичность – здания будут оснащены передовыми системами фильтрации воды и воздуха, а их стены покрыты солнечными батареями.

Королевская башня (Kingdom Tower), Джидда, Саудовская Аравия (1007 м)

Небоскреб высотой 1007 метров, Kingdom Tower возводится в городе Джидда в Саудовской Аравии. Проект был начат в 2013 году, а ввод в эксплуатацию небоскреба запланирован на 2019. Kingdom Tower будет включать в себя офисные площади, гостиницу и апартаменты класса люкс. Первоначально планировалось, что здание будет иметь высоту около 600 метров, но после проведения геологических исследований решили сделать его выше. На высоте же в 610 метров разместиться панорамная терраса, площадью около 700 кв. м. Стоимость строительства небоскреба оценивается в $ 1,2 млрд.

Башня Азербайджан ( Azerbaijan Tower ), Баку, Азербайджан (1051 м)

Башня Азербайджан будет построена на искусственных островах в 25 км к югу от столицы Азербайджана - Баку. Архитектурный проект, подразумевающий возведение здания высотой 1051 метр, был создан студией Avesta. Стоимость строительства составляет около $ 2млрд. Ввод небоскреба запланирован на 2019 год.

Небоскреб Невеста (Bride), Басра, Ирак (1152 м)

Басра, столица одноименной провинции на юге Ирака, известна, как главный центр нефтяной промышленности страны. Жизнь в этом регионе существенно отличается от остальной части Ирака – благодаря доходам от продажи нефти, Басра является одним из самых быстрорастущих бизнес-центров в мире. Хорошая экономическая ситуация способствовала созданию смелого проекта – строительству района под названием «Вертикальный город». Его основным элементом должен стать 241-этажный небоскреб Невеста, чья высота превысит 1150 метров. Проект здания был разработан компанией AMBS Architects и его планируется завершить в 2025 году.

Башня Скай Майл ( Sky Mile Tower ), Токио, Япония (1600 м)

Sky Mile Tower в настоящее время самый высокий небоскреб в мире среди запланированных. Его высота должна составить около 1600 метров, что почти в два раза больше, чем Бурдж-Халифа. Гигант был разработан архитекторами Коном Педерсоном и Ласли Роберсон. Башня должна стать частью проекта Next Tokyo (японский город будущего), который будет реализован к 2045 году. Согласно планам, здание будет жилым и там разместятся около 55 тысяч человек. Внутри также будут магазины, рестораны, гостиницы, школы, офисы, библиотека, тренажерный зал и больница. Sky Mile Tower будет снабжаться энергией солнца и ветра, которые будут использованы для охлаждения и обогрева помещений. Реализация проекта по предварительным данным будет стоить 1,3 миллиарда долларов и эти деньги уже найдены. Пока неизвестна точная дата начала строительства, однако ожидается, что небоскреб скорее всего не будет введен в эксплуатацию до 2045 года. Тем не менее, на сегодняшний день это самый амбициозный из всех запланированных архитектурных проектов в мире.

Черно-белые кадры тридцатых или сороковых. Пароход, перегруженный эмигрантами из Европы, приближается к восточному побережью Соединенных Штатов. С раннего утра пассажиры стоят на холодной, продуваемой всеми ветрами палубе, и вглядываются в горизонт. Вдруг по толпе пробегает многоязычный шум, раздаются крики, и сотни будущих американцев видят, как из-за свинцовой непогоды выступают шпили и башни Манхэттена. Здесь, на улицах-ущельях Большого Яблока, начнется их новая жизнь. Эти тянущиеся к небу здания, эти пестрые толпы далеко внизу - настоящий Вавилон двадцатого века.

Ветхозаветный Вавилон был первым городом, где люди задумали воздвигнуть башню до небес. По известным причинам этого им не удалось, но можно сказать, что уже в Библии содержится идея небоскреба. И хотя ненормально высокие сооружения люди строили уже 4,5 тысяч лет назад (Великая пирамида в Гизе поднимается на 145 метров, что соответствует современному 40-этажному дому), настоящие небоскребы появились только в конце 19 века в США - и почти на сто лет стали визитной карточкой этой страны. Однако глобализация не обошла вниманием и сверхвысокие здания. Сегодня не только Нью-Йорк или Чикаго - Сингапур, Дубай, Шанхай, Гонконг и даже Москва могут претендовать на звание самых небоскребных городов мира. Стремление строить «все выше, выше и выше», похоже, захватило весь мир, и в недалеком будущем сильно изменит облик нашей планеты. Посмотрим, подобно европейским эмигрантам, что за небоскребы окружают нас сегодня - и будут окружать считанные годы спустя.

Тщеславие из стекла и бетона

Что такое небоскреб? Казалось бы, ответ прост - высокое здание. Не составит труда «на глазок» определить небоскребы в городском ландшафте. В теории все несколько сложнее.

За тысячелетия своей истории человечество построило множество высоких сооружений. Долгое время над городами высились религиозные здания - колокольни, храмы, минареты. В средневековом Эдинбурге строили дома высотой в 11 и даже 14 этажей. Потрясла мир своими 300 метрами Эйфелева башня - а к концу 20 века телевышки и радиомачты пришли даже в небольшие города. Но все-таки слово «небоскреб» впервые прозвучало именно в США, применительно к заурядным по нынешним меркам офисным зданиям ростом в 7-10 этажей.

Задолго до появления высотных зданий британские моряки называли небоскребом (skyscraper) самую высокую мачту на корабле.

Вплоть до конца 19 века строить высотные дома было экономически невыгодно. Чтобы 16-этажное здание из камня или кирпича не развалилось под собственным весом, толщина его стен на уровне земли должна была составлять целых 2 метра. Мало удовольствия сулила и постоянная беготня по лестницам, а лифты в то время постоянно падали: первый аварийный тормоз изобрели только в 1852.

Ситуация изменилась в 1870-80-х годах. За десять лет стоимость земли в центре Чикаго подскочила в семь раз. Подешевели сталь и железо, которые стали использоваться в качестве легкого (по сравнению с камнем) и прочного каркаса для зданий. Да и предприниматели поняли, что квартировать в небоскребе, шпиль которого может поспорить высотой с церквями, по меньшей мере престижно. Именно в Чикаго и Нью-Йорке впервые оформились инженерные задачи, которым должен был соответствовать настоящий небоскреб. Назначение таких зданий - обеспечить постоянное нахождение как можно большего числа людей на небольшой (и очень дорогой!) территории. Ни Останкинская телебашня, ни Собор Парижской богоматери для такой задачи не строились - и потому небоскребами считаться не могут. Небоскреб должен быть снизу доверху заполнен офисами, квартирами, гостиничными номерами, на худой конец - магазинами и ресторанами, а иначе это никакой не небоскреб, а просто высотное сооружение.

Сингапур

На третьей смотровой площадке Эйфелевой башни, на высоте 276 метров, инженер Густав Эйфель оборудовал свои апартаменты и рабочий кабинет. При этом никому не приходит в голову называть главную достопримечательность Парижа небоскребом.

Второй столь же простой и одновременно сложный вопрос - как измерять высоту небоскреба? Международную остроту он приобрел только в 1990-е годы: до того все твердо знали, что самые высокие здания находятся в Соединенных Штатах. После того как в малазийской столице Куала-Лумпур построили башни-близнецы Петронас Тауэрс, они стали претендовать на звание самого высокого здания мира. Антенны, установленные на плоской крыше тогдашнего рекордсмена Сирс Тауэр, при расчете высоты не учитывались (и справедливо: ведь можно построить пятиэтажку с 500-метровой антенной и объявить ее высочайшим зданием мира). У Петронас Тауэрс антенн нет, зато есть шпили, расположенные выше, чем крыша чикагского небоскреба. С другой стороны, верхний этаж куала-лумпурского здания находится ниже, чем верхний этаж Сирс Тауэр.

Решать нетривиальную задачу - кому же принадлежит первенство? - пришлось Совету по высотным зданиям и городской среде (Council on Tall buildings and Urban Habitat, CTBUH), признанному авторитету в области небоскребов. В итоге было озвучено целых четыре, в общем-то, равноправных подхода к измерению зданий:

  • основной критерий, который использует Совет при создании списков самых высоких зданий, и заодно самый расплывчатый - высота здания как архитектурного целого, шпили, статуи и прочие украшательства учитываются, антенны (за редким исключением) - нет;
  • высота до уровня пола верхнего обитаемого этажа (пожалуй, наиболее разумный критерий, поскольку главное отличие небоскреба от башни - именно этажность; где кончаются этажи, заканчивается и небоскреб);
  • высота до уровня крыши (для зданий с неплоской крышей - до потолка последнего этажа);
  • высота до верхней точки здания, будь то крыша, шпиль или антенна (самый практичный критерий - используется летчиками и авиадиспетчерами).

Во всех случаях точкой отсчета служит уровень земли со стороны главного входа в здание.

Петронас Тауэрс все-таки были официально признаны самыми высокими зданиями мира, что вызвало волну протестов, прежде всего в США. В частности, энтузиасты указывали на то, что при строительстве Сирс Тауэр были смонтированы заделы под будущие антенны (выше, чем шпили Петронас Тауэрс) - чем не архитектурное целое?

Двусмысленное (а точнее - четырехсмысленное) мнение Совета по высотным зданиям о том, как измерять небоскребы, оставляет мэрам городов и высотным энтузиастам громадное поле для споров о том, чье кунг-фу выше. Частенько в спор включаются сооружения, которые небоскребами вовсе не являются. Поэтому - пара слов о таких конструкциях.

Высотные сооружения делятся на свободно стоящие и поддерживаемые. К первым относятся телебашни и дымовые трубы; ко вторым - передающие мачты и антенны, которые держатся в вертикальном положении за счет тросов-растяжек. А самые «вертикально длинные» рукотворные сооружения - морские нефтяные платформы, высота которых скрыта под водой.

Исходя из всего вышесказанного, можно дать определение интересующего нас предмета. Небоскреб - это свободно стоящее сооружение, равномерно разделенное по вертикали на этажи, предназначенные для жизни и работы людей, с высотой последнего этажа не менее 150 метров. Небоскребы высотой свыше 300 метров называют сверхвысокими. К концу 2007 года в мире будет насчитываться больше полутора тысяч небоскребов, четыре десятка из них - сверхвысокие.

Что нам стоит дом построить?

Небоскребы появились на свет по экономическим соображениям, но их строят и по другим причинам. Подсчитано, что оптимальная высота здания с точки зрения его окупаемости - 65-70 этажей. А если финансовая оправданность небоскреба сомнительна?

С одной стороны, небоскребы поднимают престиж города и даже страны. Вовсе не из-за недостатка земли в нашей столице воздвигли семь сталинских высоток. Они украсили Москву - но вместе с тем продемонстрировали: советский строй ничуть не уступает капиталистическому. Главное здание МГУ (высота шпиля - 240 метров) вплоть до 1985 года было высочайшим небоскребом за пределами США.

С другой стороны, небоскребы часто служат символом развития и процветания. Самый известный пример - арабский эмират Дубай. Прослеживается символичность и в пресловутых Петронас Тауэрс, сочетающих высоту с мусульманской архитектурной традицией, и в самом высоком здании планеты - Тайбэй 101.

Эмпайр Стейт Билдинг

Легендарный небоскреб, дольше всех бывший самым высоким зданием в мире, был сооружен в 1931 году, в разгар Великой депрессии. Дешевый рабочий труд, в том числе иммигрантов, позволил за 14 месяцев построить 381-метровую высотку с 86 полноценными этажами (еще 16 приходятся на неиспользуемую верхушку). Планировалось, что к 102 этажу Эмпайр Стейт Билдинг будут приставать дирижабли (причальные мачты сохранились до наших дней), но сильные потоки воздуха вокруг здания и катастрофа «Гинденбурга» поставили крест на этой идее. В 1952 году на небоскреб установили антенну, которая увеличила высоту до 443 метров. Только 20 лет спустя звание высочайших в мире перешло к башням-близнецам ВТЦ (крыша - 417 метров, антенна - 526 метров).

За 70 с лишним лет существования Эмпайр Стейт Билдинг более 30 человек покончило с жизнью, спрыгнув с небоскреба. Но больше всех отличилась некая Элвита Адамс: ветер задул ее обратно в здание, и неудавшаяся самоубийца отделалась переломом бедра.

С самого начала истории небоскребов и вплоть до 1974 года самое высокое здание в мире находилось в Нью-Йорке. И причина тому не только в богатстве «города желтого дьявола». Только в 60-х годах в Чикаго - главном сопернике Нью-Йорка - было запрещено строить здания выше 40 этажей. Аналогичные ограничения существовали и в Европе: власти опасались, что небоскребы разрушат архитектурный облик городов, а во время пожара эвакуация из них будет почти невозможна.

В Сингапуре до сих пор нельзя строить здания высотой более 280 метров, чтобы не мешать авиации. Как следствие, в городе-государстве не одно самое высокое здание, а сразу три.

Но постепенно небоскребы распространились по миру. Активнее всего за их строительство взялись азиаты и арабы; внесли свою лепту жители Латинской Америки, Австралии, Европы и даже Африки. В Азии к списку требований безопасности прибавилась сейсмоустойчивость: например, внутри «Тайбэй 101» в этих целях подвешен исполинский маятник-противовес. Вместе с тем небоскреб должен чуть изгибаться под дующими на высоте ветрами, иначе потоки воздуха попросту сломают высотку. Некоторые инженеры даже определяют высотные сооружения как здания, при расчете запаса прочности которых ветер - более существенный фактор, чем собственный вес.

Лифты - пожалуй, главная головная боль высотных зданий. Чтобы добраться до верхней площадки нью-йоркских башен-близнецов, требовалось сделать две пересадки на этажах, полностью отданных под подъемное хозяйство. В современных небоскребах «лифтовую проблему» часто решают многоярусными кабинами.

Уже сегодня технически возможно создать небоскреб высотой в три километра - но такое здание никогда не окупится. Однако неуклонный рост населения городов заставляет архитекторов разрабатывать все новые проекты сверхвысоких зданий. Еще в 1956 году американец Фрэнк Ллойд Райт предложил воздвигнуть в Чикаго 528-этажный небоскреб «Иллинойс» высотой в милю. Полвека назад такое сооружение было немыслимо - но уже строящийся сейчас Бурж Дубай будет всего в два раза ниже «Иллинойса».

Даже если не принимать во внимание Вавилонскую башню, история так и не построенных небоскребов идет рука обо руку с историей высотных зданий вообще. В 1908 году известный испанский архитектор Антони Гауди предложил воздвигнуть в Нью-Йорке 360-метровый отель - однако в те времена такая высота казалась недостижимой. Многочисленные проекты московских высоток так и остались на бумаге из-за Великой отечественной войны и смерти Сталина (подробнее - в октябрьском «МФ» за 2005). В 2000 году из-за финансовых трудностей в Чикаго отменили строительство 478-метрового 7 Саут Дирборн (высота антенн 656 метров); год спустя в Панаме по тем же причинам остановлено сооружение 318-метрового Торре Генерали, с вершины которого можно было бы любоваться Тихим и Атлантическим океанами. А запроектированный в Торонто 342-метровый жилой Сапфир Тауэр был запрещен, так как отбрасывал бы тень на городскую ратушу.

Один из самых необычных так и не построенных небоскребов - Центр изучения Вед в городе Джабалпур, географическом центре Индии. Массивное 677-метровое здание, созданное в традициях индийской храмовой архитектуры, должно было стать самым тяжелым сооружением в мире. Финансировать строительство собирался религиозный лидер Махариши Махеш Йоги.

Впрочем, подобные отмены запланированных сооружений - норма на рынке недвижимости, не обязательно высотной. В сущности, построить небоскреб не сложнее, чем любое другое здание, а иногда даже проще, ведь проекты высотных зданий всегда привлекают внимание властей и городского населения. Посмотрим, на какие высоты занесет нас ближайшее десятилетие.

Самые высокие...

Си-Эн Тауэр (1977).

Нефтяная платформа - Петрониус, Мексиканский залив (640 метров)

Телерадиомачта (поддерживаемая) - KVLY-TV, США, Бланчард (629 метров)

Телерадиобашня (свободно стоящая) - Си-Эн Тауэр, Канада, Торонто (553 метра)

Небоскреб (по антеннам) - Сирс Тауэр, США, Чикаго (527 метров)

Небоскреб (по шпилю) - Тайбэй 101, Тайбэй, Тайвань (509 метров)

Небоскреб (по крыше) - Тайбэй 101 (449 метров)

Небоскреб (по верхнему этажу) - Тайбэй 101 (439 метров)

Труба - ГРЭС-2, Казахстан, Экибастуз (420 метров)

Опора моста - Виадук Мийо, Франция (341 метр)

Плотина - Нурекская ГЭС, Таджикистан (300 метров)

Офисное здание - Тайбэй 101

Жилой дом - Куинсленд 1, Австралия, Сёрферс Парадайз (323 метра)

Отель - Бурж аль-Араб, ОАЭ, Дубай (321 метр)

Образовательное учреждение - Главное здание МГУ, Россия, Москва (240 метров)

Небоскреб в Австралии - Куинсленд 1

Небоскреб в Азии - Тайбэй 101

Небоскреб в Африке - Карлтон Центр Офис Тауэр, Йоханнесбург, ЮАР (223 метра)

Небоскреб в Европе - Триумф-палас, Россия, Москва (264 метра)

Небоскреб в Северной Америке - Сирс Тауэр

Небоскреб в Южной Америке - Парк Централ Торре Осте, Каракас, Венесуэла (221 метр)

Стройки века

Единственный континент, на котором в ближайшие лет пятьдесят не будет построено ни одного небоскреба, - ледяная Антарктида. Оправившись от 11 сентября, снова взялись за покорение высоты США. Готовится вонзиться в чикагское небо 610-метровый штопор Чикаго Спайр, спроектированный Сантьяго Калатравой. По его же проекту в Нью-Йорке построят 255-метровый 80 Саут Стрит: 12 кубических «домиков» на внешнем каркасе. Вокруг бывших башен-близнецов ВТЦ (сами фундаменты останутся нетронутыми) встанут новые хайтековские корпуса, главный из которых, Фридом Тауэр, дотянется шпилем до 541 метра.

В Южной Корее строят 550-метровый Инчхон Тауэр. Как грибы после дождя, плодятся небоскребы в китайском Шанхае: Всемирный финансовый центр в этом городе достигнет высоты 492 метра. Австралийская компания EnviroMission грозится построить на Зеленом континенте то ли километровую, то ли 400-метровую башню для улавливания солнечной энергии. Рассказывать о сверхвысотных проектах можно бесконечно, поэтому обратим внимание только на самые интересные «стройки века».

Сорок сороков

Если в 19 веке Москва считалась городом церквей, то в наступившем столетии она вполне может стать мегаполисом небоскребов. Еще в начале девяностых годов столичные власти постановили сделать Москву городом мирового уровня, а какой уважающий себя мегаполис обходится без высотных зданий? Под будущий Москва-сити выбрали промзону недалеко от центра, торжественно заложили первый камень, изготовили красивые макеты - и на долгие годы Краснопресненская набережная превратилась в крупнейшую стройплощадку Европы. До последних лет строительство велось ни шатко, ни валко, да и проекты постоянно менялись. К началу 2007 года было сдано всего три здания, даже не самых высоких в Москве. Однако уже лет через пять Деловой центр обещает радикально изменить силуэт города.

Ближе к концу 2007 года планируется закончить комплекс «Башня на набережной» высотой 285 метров, который отнимет у «Триумф-паласа» звание самого высокого небоскреба Европы. Впрочем, ненадолго. В конце 2007 - начале 2008 должно быть сдано новое здание правительства Москвы - комплекс из четырех 308-метровых башен, соединенных между собой в виде буквы М. Уже достроена малая башня комплекса «Федерация», сдача которого тоже запланирована на 2008. Внутри 448-метрового прозрачного шпиля этого небоскреба будет действовать панорамный лифт. Кульминацией градостроительного бума станет башня «Россия», которая будет завершена в 2010-2011 годы. Представляя проект трехкрылой пирамиды, британец Норман Фостер сказал, что ее запаса прочности хватит и на 750, и на 900 метров высоты - чтобы гарантированно обогнать Бурж Дубай, - однако в итоге решили остановиться на 612 метрах.

Однако Москва не станет типичным американским или европейским мегаполисом: высотная «сердцевина» и малоэтажные пригороды. В 1999 году принята программа «Новое кольцо Москвы», в рамках которой до 2015 года должно быть возведено шесть десятков небоскребов на периферии столицы. Первые «ласточки» этого проекта уже возвышаются над окрестностями.

Московское высотное строительство вызывает много споров. Консерваторы опасаются, что исторически сложившийся облик города будет безвозвратно испорчен «монстрами из стекла и бетона». Зарубежные архитекторы указывают на неопытность московских инженеров и строителей в небоскребном деле, а также советуют учитывать солнечное освещение, воздушные потоки, суровую российскую зиму. Многие москвичи уверены, что «скоро все это рухнет» - якобы элитные «Алые паруса» сползают в реку, Москва-сити строится на болоте, а в фундаменте «Федерации» образовалась трещина.

Еще больший общественный резонанс вызвал проект первого сверхвысокого здания Санкт-Петербурга - 300-метровой башни «Газпром-сити» на стрелке Невы и Большой Охты. Территория предполагаемого небоскреба входит в исторический центр города, где по действующим нормам нельзя строить дома выше 48 метров. Однако это не помешает газовому монополисту обзавестись штаб-квартирой в северной столице уже к 2012 году.

Сэр Норман Фостер

Британский архитектор Норман Фостер - одна из ключевых фигур в современном небоскребостроении - не стремится покорить мир высотой. Его козырь - функциональность зданий. В лондонской штаб-квартире корпорации «Суисс Ре» Фостер применил двойную внешнюю облицовку, которая способствует естественной вентиляции небоскреба, остужает его летом и нагревает зимой. Результат - двойная экономия электроэнергии. В нью-йоркском «Херст Тауэр» Фостер отказался от прямоугольных опор и заменил их более прочными треугольными, сэкономив 20% стали. Кроме того, здесь использована новая система лифтов: пассажир выбирает этаж, куда хочет переместиться, и компьютер выдает ему номер кабины, которая быстрее всего отвезет к месту назначения. В чис

ле проектов Фостера - самый высокий мост в мире «Виадук Мийо», экс-высочайший небоскреб Европы Коммерцбанк Тауэр во Франкфурте-на-Майне, купол над берлинским Рейхстагом и башня «Россия» в Москве.

Минареты 21 столетия

Объединенные Арабские Эмираты - это море, беспошлинные товары и большая пыльная стройка. Заложив основы благополучия торговлей и нефтедобычей, шейхи решили инвестировать капиталы в будущее. На побережье Персидского залива за последние годы построены не только десятки небоскребов, но и целые рукотворные архипелаги.

На главной улице Дубая, Шейх-Заед-Роуд, строится самое высокое здание мира - Бурж Дубай (в переводе - «Дубайская башня»). Его высота держится в секрете, но, по некоторым источникам, шпиль поднимется на 808, а крыша - на 643 метра. Таким образом, это будет не просто самый высокий небоскреб, но и самое высокое сооружение на планете. Открыть супервысотку планируется летом 2009 года. Впрочем, по ходу строительства может измениться как высота Бурж Дубая (уже сейчас ходят слухи, что она превысит километр), так и сроки его сдачи.

Ближайший - и по высоте, и по расположению - конкурент Бурж Дубая - небоскреб Аль-Бурж, который будет построен прямо на побережье Персидского залива. Шпили «Башни» превзойдут отметку 700 метров, а этажей в ней будет не меньше 160. Впрочем, как и в случае с Бурж Дубаем, окончательные габариты Аль-Буржа держатся в секрете.

Пример Дубая заражает весь арабский мир. В маленьком, но очень нефтедобывающем Кувейте разрабатывается проект 1001-метровой башни Мубарак аль-Кабир, который будет реализован не раньше 2011 года. А вот в священной для мусульман Мекке уже идет строительство комплекса Абрай аль-Бейт, в семи башнях которого (центральная - высотой 485 метров) разместятся квартиры, гостиницы, торговый центр и молельня на 4 тысячи человек. Небоскреб расположится у стен мечети Аль-Харам, куда ежегодно совершают паломничество миллионы последователей Мухаммеда.

Уже построенные и запроектированные на Ближнем Востоке небоскребы красноречиво говорят: западный мир, по крайней мере, на ближайшие десятилетия потерял инициативу в «высотном деле». С этим остается только смириться. В конце концов, именно этот регион почти три тысячи лет был родиной самого высокого сооружения рук человеческих - Великой пирамиды в Гизе.

Страна восходящих высоток

Мега-сити Пирамид.

Токио «не везет» с небоскребами: здесь больше семидесяти зданий выше 150 метров, но самый высокий небоскреб Японии, 296-метровый Лэндмарк Тауэр, находится в соседней Иокогаме. Однако уже в конце восьмидесятых появилось несколько проектов, призванных решить демографические проблемы одной из самых перенаселенных столиц мира.

Проект «Скай Сити 1000», представленный в 1989 году, предлагает собрать километровую башню из 14 «блюдец», установленных на нескольких опорах наподобие нью-йоркского 80 Саут Стрит. В здании общей площадью 8 квадратных километров разместятся 35 тысяч жителей, 100 тысяч рабочих мест и заведения на любой вкус.

Многие проекты супернебоскребов в японской столице должны быть построены над водами Токийского залива. Самый дерзкий такой проект, «Икс-Сид 4000», может стать «старшим братом» Фудзиямы - его высота должна составить 4 километра. На 800 этажах рукотворной горы разместится до миллиона жителей. Создателям предстоит справиться, помимо всего прочего, с уменьшением атмосферного давления и погодными условиями на альпийской высоте.

Еще более рассчитывают на технический прогресс разработчики Симизу Мега-сити Пирамид. Фактически это будет нависающий над морем двухкилометровый каркас из углеродных нанотрубок, на котором закрепят отдельные сооружения. Разумеется, строительство отложено как минимум до эры расцвета нанотехнологий.

Среди других подобных проектов - «Аэрополис 2001» (2 километра, 500 этажей), MOTHER (1321 метр, 200 этажей), «Спираль» (1000 метров, 200 этажей) и «Миллениум Тауэр», разработанный все тем же Норманом Фостером. Последний небоскреб не пытается взять размерами (840 метров и 180 этажей), но практическая возможность сооружения и мировое имя создателя делают его фаворитом в токийской «высотной гонке».

Бетонные джунгли будущего

В фантастике небоскребы - такой же частый образ будущего, как звездолеты или киберимплантанты. Уже в фильме «Метрополис» (1927 год) режиссер Фриц Ланг, вдохновленный прогулками по Манхэттену, показал готическую «Новую Вавилонскую башню». «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта (1982) рисует мегаполис, в котором 500-метровые здания стали нормой, а штаб-квартира корпорации «Тирелл» поднимается на несколько километров. Айзек Азимов в романе «Академия» (1951) придумал планету-город Трентор, а много лет спустя Джордж Лукас показал на большом экране аналогичный планетополис Корускант. Небоскребы появляются на страницах всех книг киберпанка - от романов Уильяма Гибсона до «Анклавов» Вадима Панова.

Превратится ли когда-нибудь наша старушка-Земля в бесплодный каменный шар, ощетинившийся небоскребами? Это столь же маловероятно, как и сфера Дайсона - построенная из материала планет Солнечной системы оболочка вокруг нашего светила. Однако стремление человека ввысь, пусть и в такой «приземленной» форме, как высотные здания, неистребимо. И поэтому небоскребы, подобно средневековым дворцам и храмам, будут возвышаться над земными городами, символизируя благосостояние, экономическое процветание и превосходство их хозяев над теми, кто, задрав головы, смотрит на них снизу.

Интернет

ctbuh.org - сайт Совета по высотным зданиям и городской среде.

emporis.com - самый авторитетный ресурс о высотных зданиях.

skyscraperpage.com - изображения небоскребов в масштабе, форум.

urbany.ru - русский ресурс о небоскребах и городском строительстве.